Список форумов НОВИК НОВИК
Нижегородское Объединение Военно-Исторических Клубов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

К 70-летию Великой Победы. Улицы Горького в честь Героев.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> разговоры обо всем
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
zorr
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 24.05.2012
Сообщения: 706
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Чт Апр 09, 2015 11:37     Заголовок сообщения: К 70-летию Великой Победы. Улицы Горького в честь Героев. Ответить с цитатой

Вашему вниманию цикл авторских очерков нижегородского писателя и публициста Михаила Павловича Чижова.

Михаил Чижов

Герои и улицы

К 70-летию Великой Победы

В годы Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союз были удостоены 268 горьковчан, родившихся или призывавшихся в Красную армию на территории Горьковской области. Возможно, эта цифра разнится с данными из других источников, но суть не в количестве, хотя и оно, безусловно, важно, а в том высочайшем духовно-патриотическом настрое, который владел советскими людьми в роковые минуты истории.

Мы начинаем серию очерков о славных горьковчанах-нижегородцах, чьими именами названы улицы родного им и нам города.

1. Гвардии рядовой

Мальчишек, родившихся в 1925 году призывали в суровом 1943. Георгий Гаврилович Масляков, окончивший годом раньше десять классов горьковской средней школы №23 (здание не сохранилось), получил повестку из Ждановского райвоенкомата 2 февраля 1943 года. Учитывая, что парень имеет среднее образование, его направили в Винницкое военно-пехотное училище. Ясное дело, что располагалось оно не в городе Винницы, в то время находившемся в немецкой зоне оккупации, а был эвакуирован на восток страны в знаменитый и древний, как история Северо-Восточной Руси, город Суздаль.

Полный курс обучения Георгию Маслякову, как и многим другим курсантам, пройти не удалось. После крупных потерь в победном сражении на Курской дуге Ставка Верховного Главнокомандования укрепляла свой резерв, в частности формировалась 61-ая армия под командованием генерал-лейтенанта П.А Белова, ставшего широко известным после боев за освобождение города Вязьмы в январе-апреле 1942 года. Этой армией планировалось укрепить Центральный фронт (командующий генерал армии К.К.Рокоссовский) для быстрейшего форсирования Днепра после Курской битвы, чтобы не сбавлять наступательного темпа.

Изучив пулеметной дело (материальную часть и искусство стрельбы) Георгия Маслякова направляют во вторую роту 234-ого гвардейского Черноморского полка (командир полка А.М.Павловский). Почему Черноморский? Дело в том, что этот полк сформировали 15 января 1926 года в городе Краснодар, и он участвовал в причерноморских операциях. В послевоенное время этот полк именуется как «234 парашютно-десантный ордена Кутузова III степени полк». Жив полк и поныне, участвовал во второй чеченской войне и в составе 76 гвардейской десантно-штурмовой дивизии дислоцируется в Псковской губернии. Так и в 1943 года 234 полк входил в состав этой же 76-ой дивизии. Факт этот красноречиво говорит о том, что смелый и спортивный, метко стреляющий в цель Георгий Масляков пришелся ко двору в столь знаменитом воинском подразделении, где его избирают комсоргом второй роты.

Боевое крещение молодого бойца прошло в боях за город Чернигов в начале сентября 1943года. Точнее, за село и железнодорожный узел Халявино, что находилось в 17 километрах севернее Чернигова, который в ходе Черниговско-Припятской операции войска 76-ой дивизии освободили 21 сентября 1943 года после упорных и кровопролитных боев.

Полк Маслякова двигался севернее, прикрывая правый фланг дивизии, и к 26 сентября первым вышел на берега Днепра возле села Мысы, что чуть южнее древнего города Любеч, известного с 882 года. На правом, низменном берегу перед ними раскинулось междуречье Днепра и Припяти с многочисленными речушками и старицами. Земли многострадальной братской Белоруссии, именем которой через месяц назовут Центральный фронт под командованием Рокоссовского. Командование фронта приказало с ходу форсировать Днепр и закрепиться на правом берегу. Командир полка обратился к бойцам:

-Добровольцы вперед.

Из них сформировали небольшой отряд смертников в количестве 9 человек, в числе них Масляков и, вот совпадение, его земляк из села Леньково Лысковского района Горьковской области Иван Александрович Заулин, что двумя годами старше Георгия.

У местных рыбаков отыскали крепкую большую лодку, втащили в неё станковый пулемет, вторым номером расчета у сержанта Болодурина стал рядовой Георгий Масляков.

В ночь на 28 сентября разразился ливень, помогший лодке с отрядом смельчаков подойти почти незамеченной к самому берегу. Болодурин и Масляков лежали за пулеметом на носу лодки, готовые тут же открыть огонь, что они и сделали, когда гитлеровцы в нескольких метрах от береговой полосы заметили лодку и повели шквальную стрельбу. Меткой стрельбой Болодурин и Масляков на время утихомирили гитлеровцев, и в этот краткий промежуток остальные наши бойцы спрыгнули с лодки и по мелководью выскочили к окопам противника, вырытым прямо по берегу, забросав их гранатами. Бойцам отряда под руководством казаха сержанта Акана Курманова удалось отбить у немцев противотанковую пушку, которую они тут же развернули и ударили прямой наводкой по растерявшемуся врагу.

Главный свой огонь подоспевшее подкрепление немцев повело по пулеметному расчету, удачно разившему их. Потому первым погиб сержант Болодурин, а во второй половине дня пуля пронзила сердце самого молодого из них Георгия Маслякова. Весь день продолжался неравный бой, восемь смертельных атак выдержали наши бойцы, потеряв ещё ефрейтора Русакова и сержанта Курманова. Пятеро остальных, израненных и еле державшихся на ногах, сдерживали атаки немцев, пока не подошли основные силы полка. На лугу перед ними лежало 150 трупов противника.

Все девять бойцов 2-ой роты 234 полка получили согласно указу президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1944 года медали Героев с вручением ордена Ленина. Четверо из них, в том числе и Георгий Масляков, посмертно. Отряд их, по сути, был интернациональным: Курманов – казах, Матюк – украинец, Гендреус – латыш, остальные русские.

Герой Советского Союза Иван Заулин после войны вернулся в родной колхоз, потом перебрался в город Горький, собирал автомашины «Волга» на автозаводе, был членом городского совета города Горького. Скончался 14 августа 1995 года, его похоронили с воинскими почестями на старом автозаводском кладбище.

К 20-летию победы над фашисткой Германией город Горький готовился особо, впрочем, как и многие другие города Союза. С этого года день Победы стал выходным днём, и об этом руководство знало заранее. На улице Заломова (вдоль Похвалинского съезда) на месте одно и двух этажных домишек построили ряд пятиэтажных домов, заселение которых приурочили к этому дню. Ярильский овраг очистили от мусора, полноводный ручей, что подмывал склоны, забрали в железобетонную трубу, крутые берега реки Оки, омывающей Гребешок, засадили широколиственными деревьями, оборудовали водоотводными каналами, а деревянную лестницу, ведущую к Казанскому вокзалу, заменили железобетонной. Тогда-то, занимаясь благоустройством этого района, и обратили внимание на оживленную Прядильную улицу, от которой плавно спускался Похвалинский съезд к Канавинскому мосту. Ей решили дать имя героя Маслякова, хотя название улицы несло в себе историческую память, свидетельствующую о наличии здесь ещё в XVIII веке семи прядильных заводов. Они вырабатывали холст и другие ткани для бурлаков и другого «работного люда», коего каждую весну в Нижнем собиралось до 70-ти тысяч человек. Огромная биржа труда, если учесть, что население Нижнего в ту пору насчитывало около 10-ти тысяч (географический словарь А.Щекатова начала XIX века).

Процесс переименования прошел быстро, и ко дню 20-летия Победы таблички на улице заменили новыми. Улица Ковалихинская в то время также обновлялась и перестраивалась, ветхое здание школы №23, где учился Георгий Масляков, и чьё имя носила пионерская дружина, ликвидировали, а учеников перевели с 1966 года во вновь построенную на улице Варварской школу №40.

Пионерская дружина школы №40 также стала носить имя Маслякова. На деньги от собранной пионерами макулатуры и металлолома в 1967 году установили перед зданием школы бюст героя, и создали музей, посвященный Георгию Маслякову.

В советское время пионеры не раз ездили к месту захоронения Маслякова и его однополчан в селе Мысы Черниговской области, где установлен памятник с указанием имён. В «новой» же России школа №40 стала лицеем, помещений (по словам нынешнего руководства лицея) не стало хватать, и музей приказал долго жить. Связи с родственниками героя Маслякова утеряли, а судьба экспонатов музея неизвестна.

Хорошо, что каждый год накануне дня Победы на общешкольном митинге, проводимом возле бюста героя Маслякова, рассказывается: кто он и откуда. Да, есть и ещё одна новость. Руководство школы сейчас занимается устройством добавления на постамент бюста слов «Герой Советского Союза». Ибо там значится только «Георгий Масляков».

Что ж, девятого мая сего года мы проверим - появилось ли необходимое добавление
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zorr
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 24.05.2012
Сообщения: 706
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Чт Апр 09, 2015 22:21     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

2. Лётчик-бомбардировщик Борис Панин

К 70-летию Великой Победы

Советская молодежь стремилась в небо, рвалась в высоту, овладевая навыками летчиков, штурманов, планеристов, парашютистов-десантников, а потом и космонавтов. Помните фильм «Комсомольцы», когда девушка-парашютистка отрабатывала затяжной прыжок, чтобы в войну её, десантницу, не подстрелил вражеский стрелок во время медленного беззащитного спуска на парашюте.

Для обучения нужны аэроклубы, самолёты, инструкторы, аэродромы, да, мало ли чего ещё нужно, чтобы привить любовь к сложному и опасному делу. Дальновидные руководители Советской страны отлично понимали, что Запад не оставит Россию в покое, многовековая российская история тому пример и урок. Хорошо выучив исторические уроки, советская власть начинает с организации общественного движения в поддержку военной авиации, основной силы в обороне родины.

Уже с 1923 года на крупных предприятиях Нижнего Новгорода (Красное Сормово, Красная Этна, Телефонном, будущем телевизионном заводе им. Ленина) возникают ячейки Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). С закладкой же в Нижнем Новгороде в 1930 году авиазавода начальник Военно-Воздушных сил страны Петр Ионович Баранов поднимает вопрос о создании в Нижнем Новгороде аэроклуба – одного из первых в Советском Союзе. К великому сожалению П.И. Баранов погиб в авиакатастрофе в 1933 году, и потому Горьковский (Нижний Новгород переименован в 1932г.) аэроклуб, авиационный техникум и улица носят с той поры его славное имя. ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ – эти слова звучат для пожилых людей, словно полузабытые мелодии прошлых, но таких славных лет.

Мало кто помнит и знает, что первые аудитории авиационного техникума и учебные стенды аэроклуба находились в только что отстроенном помпезном здании на площади Максима Горького (нынешний адрес Костина, 2). До сих пор сохранился красочный плафон с летящими самолетами, что украшает потолок актового зала. Первый аэродром устроили в Щербинках на месте сегодняшней площади Жукова, на нем каждый год в третье воскресенье августа праздновался день воздушного флота, и устраивались полеты с элементами высшего пилотажа при огромном стечении народа. В 60-ые годы с началом застройки этого места высотными домами аэродром перевели в Богородск.

Кроме, так сказать, центрального офиса существовали два подразделения аэроклуба на Автозаводе им. М.В.Водопьянова и в Сормово им. В.П.Чкалова, а также два в области. Совсем не удивительно, что среди героев нижегородцев более всего летчиков. И все они обучались летному делу в аэроклубах. Из 870 летчиков Героев Советского Союза 22 прошли первичную подготовку в Горьковском аэроклубе. И улиц, названных их геройскими именами, больше всего в Нижнем Новгороде.

Можно смело утверждать, что и Борис Владимирович Панин (1920-1943), горячо мечтавший о полетах не во сне, а наяву, бросил школу №4, недоучившись всего лишь год, чтобы поступить в аэроклуб. Для этого он устраивается в 1938 году на завод им. М.В.Фрунзе (Мыза) учеником слесаря, чтобы после работы, пройдя метров триста в гору, попасть на учебный аэродром, сесть в кабину самолета, скомандовать «От винта» и завести мотор У-2.

Учился два года, за это время стал настоящим слесарем и летчиком. Видимо, Борис всё точно рассчитал, чтобы сразу после окончания аэроклуба в 20 лет призваться в армию и поступить в военно-летное училище. До войны призывной возраст исчислялся с 20 лет. Очень характерная цифра, за которой видна забота родины о молодых парнях, набирающих к этому возрасту жизненного опыта и физической силы.

В 1942 году Борис Панин заканчивает лучшую в стране школу военных лётчиков в городе Энгельсе Саратовской области, давшую стране 190 Героев Советского Союза. С осени этого года он на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Калининском, Волховском, Северо-Западном и, наконец, на Воронежском фронте, где стал командиром звена 82-ого гвардейского бомбардировочного полка Первой гвардейской авиадивизии 2-ой воздушной армии. В полку он, жизнерадостный и открытый, был общим любимцем.

«Самый смелый» - такими словами начинается запись в наградном листе на представлении Бориса Панина к званию Героя Советского Союза, которого он удостоен посмертно 2 сентября 1943 года. Далее следуют описания его боевых заслуг в 57 боевых вылетах, из которых 25 были одиночными, разведывательными, необходимыми для командования фронта. Разведывательные, подумаешь, кто-то может сказать, но на самом деле они опасны, хотя бы потому, что одиночны, и некому тебя прикрыть ни сзади, ни с боку. Во время разведывательного полёта, кстати сказать, погиб опытнейший летчик и замечательный писатель Антуан де-Сент-Экзюпери. Разведчики врагу неприятны, за разведчиком постоянный гон, если он будет обнаружен.

Панину поручили сфотографировать 8-ого мая 1943 года Харьковский аэродром. Ёще при подлёте его бомбардировщик Пе-2 был атакован 11 раз на высоте 5700 метров семью истребителями немцев. За счёт искусного маневрирования Панин вовремя уходил и не давал, чтобы кто-то из «Мессеров» зашел на него сзади, и, одновременно, сам пытался атаковать, и одна из атак оказалась успешной. Панин сделал вид, что уходит, а, когда немцы отстали, вернулся и выполнил то, что ему поручалось.

17 июля в Курской битве он попал в аналогичную ситуацию в таком же одиночном разведывательном полёте на чуть меньшей высоте. В этот раз его атаковала четверка истребителей, и неравного боя не удалось избежать. И вновь Панину посчастливилось сбить вражеский «Мессершмитт».

Из наградного листа мы узнаём, что Панин сбил три вражеских самолета и два подбил (есть такое определение). Столь малое количество вполне объяснимо: не дело бомбардировщикам сбивать самолёты. Для этого существуют истребители.

На фронте Борис Панин зарекомендовал себя новатором своего дела. Он предложил, сделав предварительные расчеты, что можно увеличить бомбовую загрузку пикирующего бомбардировщика Пе-2 с 600 кг до 1000 и доказал это испытательным полётом. У него сразу же нашлись последователи, и его начинание распространилось среди товарищей.

Некоторые исследователи считают Панина первым, кто выполнил на бомбардировщике элемент высшего пилотажа с названием «бочка». Другие отдают эту честь генерал-майору И.С. Полбину, дважды Герою Советского Союза. Трудно, конечно, младшему лейтенанту тягаться с генералом, командующим авиационным корпусом бомбардировщиков. Сказано это с некоторой долей юмора, но если есть разные мнения, то, значит, первенство того и другого не доказано.

В тяжелейшие дни весны 1943 года, когда войска Воронежского и Юго-Западного фронта отступали из только что освобожденного Донбасса под напором армий Э.Манштейна, и наши второй раз сдавали Харьков, звено бомбардировщиков попало под огонь двух зенитных батарей. Лётчик Панин развернул свой Пе-2 и мастерски спикировал на батареи противника, подавив их своим метким огнем, тем самым сберег своих товарищей. За участие в боях под Харьковом и в Курской битве Панина наградили орденом Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды.

В очередном бою 4 августа 1943 года в небе над Белгородом Панин и его боевые товарищи штурман Д.М. Адамянец и стрелок-радист В.П. Ермолаев погибли возле села Иловка Алексеевского района. Останки их были найдены и торжественно захоронены. Позднее в центре села установили 12-ти метровую стелу, на ней две мраморные плиты. На левой плите надпись - «Здесь похоронен Герой Советского Союза Панин Борис Владимирович». На правой - 25 имен погибших и слова «остальные 89 человек». На месте могилы Панина, что находится левее стелы, 2-метровый чёрный крест с надписью «Вечная слава погибшим героям». В 1989 году возле средней школы в селе Иловка установили бюст герою Панину.

Приказом министра обороны СССР от 27 декабря 1957 года Борис Панин навечно зачислен в списки воинской части, то есть 82 гвардейского авиаполка…

В 1971 году в Горьком построили автомобильно-пешеходный мост через Изоляторский овраг, связавший короткой дорогой новые Нагорные микрорайоны с центральной частью города. Бывшие улицы с названиями Оперная, Вологодская и Эстонская объединили в одну, названную именем социал-демократа А.А. Ванеева. Тогда же обратили внимание на улицу Гаражную, что отходила от военкомата Советского района перпендикулярно улице Ванеева. Её решили переименовать, увековечив имя героя Бориса Панина. В 1983 году в сквере возле военкомата установили его бюст на высоком постаменте из красного гранита. На карте Нижнего и сейчас есть улица Гаражная, но это совсем иная улица.

В школе №4, что до сих пор расположена на улице Большой Печёрке (д.16-б), пионерская дружина носила имя Героя Панина, но не стало дружин, мало осталось знаний для детей и о Герое, чьё имя выбито на мраморной доске у входа в школу. Сейчас здесь учатся кадеты, а школа почему-то носит имя другого Героя, никогда не бывавшего в Нижнем Новгороде. Не умаляя его заслуг, мне кажется это странным.

Заканчиваю очерк словами из песни Владимира Высоцкого:

Почему всё не так?

Вроде – всё, как всегда:

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только – он не вернулся из боя…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zorr
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 24.05.2012
Сообщения: 706
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Апр 10, 2015 10:09     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лётчик-штурмовик Яков Ляхов

«Советская молодежь стремилась в небо, рвалась в высоту, овладевая навыками летчиков …», - так начинался предыдущий очерк о нижегородцах, героях Великой Отечественной войны. Да, за нравственные качества поколения 20-х годов (мало исключений и в 30-50 годы) Родина могла быть абсолютно спокойна. Их героизм в годы Великой войны мощнейшее тому подтверждение.

Глядя на нынешнюю молодежь, чётко понимаешь, что никакая, быть может, самая надоедливая историческая информация о тех грозных испытаниях на фронтах и в тылу, тяжелейших и самоотверженных, трагичных и, одновременно, счастливейших, не будет лишней. Часто при общении с молодыми людьми волей-неволей на ум приходят бессмертные строки стихотворения Михаила Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее – иль пусто, иль темно…». И рад бы их не вспоминать, да жизнь, вот упрямая штука, постоянно даёт тому повод.

На днях ехал в автобусе. В руках газета с цветными фотографиями орденов Великой Отечественной войны, а рядом молодой человек с запечатанными техникой ушами. Я возьми и спроси его о названии этих орденов. Он, видя мои седины, не отказался от невольного экзамена, но, сколько не морщил лоб, не смог назвать ни ордена Красной Звезды, ни Красного Знамени, ни Отечественной войны, ни «Победы». Оказалось, что он студент второго курса государственного университета им. Н.Лобачевского. Чуть смутившись, он оправдался тем, что учится не на историческом факультете. Вот и выходит, и это не только мнение этого студента, что знать историю страны (даже самую элементарную) надо лишь специалистам.

Абсолютно уверен, что знание истории своей Отчизны, тем более, такого славного и героического периода, как Великая Отечественная война, дело чести каждого гражданина России. И совершенно неважно, какую степень интенсивности переживает в данный момент патриотическое просвещение населения. Потому мы продолжаем очерки о героях-нижегородцах.

Да, именно лётчики даровали Нижнему Новгороду немеркнущую славу. Один из них Яков Яковлевич Ляхов (1.11.22-17.09.44) из поселка Гнилицы. Изумительное по природной красоте место: рядом сосновый Стригинский бор и река Ока, а напротив правый её обрывистый берег. До него так хочется дотянуться, дотронуться, и точно, переплывали Оку или на лодке, а то и вплавь. Любовались с крутой горы окскими далями, смотрели, как самолёты из Стригино пролетают над ними. Как тут не помечтать о собственных полетах?! Для начала с обрыва.

Ляховы – была одна из часто встречаемых фамилий в поселке. Один из них описывал свою малую родину во второй половине 30-годов так: «Большой рабочий посёлок, более 400 домов, свой клуб, средняя школа, два магазина, аптека, амбулатория, телефон, обеспечивающий связь с Горьковским автозаводом, автобусное сообщение с ним же. За вторую пятилетку Гнилицы дали 18 техников, 7 инженеров, 3-х врачей, 20 мастеров, 15 учителей, 3-х конструкторов…». Мы добавим - Героя Советского Союза Якова Ляхова из семьи рабочих.

Яков в 1940 году закончил 10 классов той самой, в 1935 году открытой в родных Гнилицах школы №16, параллельно учась в аэроклубе, что располагался на аэродроме в соседнем Стригино. Как и многие другие юные горьковчане, получившие в аэроклубах свидетельства пилотов, поехал учиться в военную школу летчиков в городе Энгельсе Саратовской области. Закончил он её в 1942 году по ускоренному курсу, и в марте следующего года направлен в 8-ую воздушную армию (генерал-лейтенант Хрюкин Т.Т.) Южного фронта (генерал-лейтенант Ф.И.Толбухин) в звании сержанта штурмовой авиации.

В боях за Ростов-на-Дону сержанта Якова Ляхова наградили медалью «За отвагу». В наградном листе следующие строки: «Тов. Ляхов – молодой, энергичный лётчик, хорошо знающий материальную часть самолета Ил-2 с мотором АМ-38ф. На Южном фронте провёл 11 боевых вылетов, проявляет смелость и решительность. Уничтожил 3 танка, 10 автомашин и взвод пехоты. С 17 по 19 июля получил две благодарности… За личную храбрость, мужество и отвагу награждён медалью «За отвагу».

Не случайно в наградном листе указана такая, вроде бы незначительная деталь, как марка мотора, он для штурмовика Ил-2 был на то время экспериментальным. Эксперименты, как известно, проводят только опытные и смелые. Начинал войну Ил-2, самый массовый самолёт в истории Второй мировой войны (произведено с 1940-1945 годы более 36000 самолёта), с одним пилотом. Известен характерный текст телеграммы И.Сталина директорам заводов, производящим Илы: «Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии… как воздух, как хлеб». Будучи одноместными, то есть с хвоста уязвимыми, Илы в первый год войны понесли значительные потери. В последствие (с осени 1942 года) разработали и поставили на поток производство 2-х местный (со стрелком сзади) вариант Ил-2.

При этом производили и одноместные Илы, на которых Яков Ляхов штурмовал на бреющем полете вражеские позиции, скопления техники, аэродромы, железнодорожные станции. Чтобы отпугивать летчиков противника устанавливали на Иле муляж задней пушки, направленный в хвост самолета. И этот обман успешно срабатывал. Одноместный Ил-2 отличался большей маневренностью по сравнению с 2-х местным вариантом. Да, трудно избежать встречи с «золотым правилом» механики: выигрываешь в скорости – проигрываешь в безопасности (расстоянии, силе...).

На одноместных летали самые отчаянные.

«Горбатый», так любя, звали Ил-2 советские лётчики за нижнее расположение крыльев, в которых размещались по одной 37-ми миллиметровой противотанковой пушке с каждой стороны и по одному крупнокалиберному пулемету, то есть 2 пушки и 2 пулемёта. Кроме того подвешивались авиабомбы или реактивные снаряды РС-82. Фюзеляж, передняя и нижняя часть защищалась 12-ти миллиметровым броневым листом. Бронированное органическое стекло для фонаря поставлялось с Дзержинского завода «Оргстекло». В итоге - грозная сила!

Немцы боялись Ил-2 как огня, как возмездия, называя «мясник», «мясорубка», «чума», «чёрная смерть».

В июле 1943 года для Южного фронта денечки наступили горячие. Перед ним ставилась задача, чтобы, активно наступая и освобождая побережье Азовского моря, не допустить перевода немецко-фашистских войск в район Курской битвы. За прорыв «Миус-фронта» (так немцы называли неприступную на их взгляд линию укреплений на реке Миус) и освобождение Таганрога сержант Ляхов удостаивается ордена Красного Знамени. Редчайший случай, когда младшие командиры, а тем более сержанты награждались таким высшим советским орденом. До 1930 года этот орден в СССР - высший, до момента учреждения ордена Ленина. Им награждались за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества, не только командный состав, но войсковые соединения.

К слову сказать, маршал СССР К.Е.Ворошилов имел на груди к 3 ноября 1944 года пять орденов Красного Знамени, а ставший к 24 декабря 1943 года младшим лейтенантом Яков Ляхов мог гордиться тремя такими же орденами (см.фото). Вот такие у нас бравые земляки!

В наградных листах к ордену Красного Знамени от 25.08.43г (сержант), от 1.11.43г. (младший лейтенант), от 24.12.43г. (младший лейтенант) отмечается исключительное мужество Ляхова и большое количество сожженных танков, автомашин и личного состава противника. День ото дня росло его количество боевых вылетов, приходилось по несколько раз за день поднимать свой штурмовик: 20 августа в районе села Калиновка 4 вылета за день, 15 сентября – 5 вылетов. Особо отмечается, что Ляхов для подавления огневых точек противника снижался до 10-20 метров. Представь, дорогой читатель, высоту 4-х этажного дома.

В марте 1944 года Ляхов участвовал в налете на аэродром вблизи города Николаева, где с боевыми друзьями сжег 30 самолетов противника. В апреле-мае 1944 года выполнял боевые задания при освобождении Крыма и Севастополя, а в июне его, лейтенанта, перебрасывают на 3-ий Прибалтийский фронт. Там он - командир звена в составе 807 штурмового авиаполка 14 воздушной армии (генерал-майор Журавлёв И.П.) - освобождал в июле 1944 город Псков, а затем Эстонию.

В последний, 153 раз, Яков Ляхов поднял 17 сентября 1944 года свой могучий Ил-2 в небо над эстонским городком Валга, что находится на границе с Латвией и недалеко от России. Его, выполнившего задание и использовавшего весь боекомплект, атаковали два немецких истребителя Фокке-Вульф FW-190. Не сказать, чтобы новинка, но мало используемый против Красной Армии немецкий истребитель, имевший высокую скорость при пикировании. Неравный бой выдержать лейтенанту Ляхову не удалось. Подбитый он решил как можно дороже отдать свою жизнь, направив горящий самолёт на скопление немецкой техники и фашистов.

Указом Президиума Верховного совета от 23 февраля 1945 года Я.Я. Ляхову посмертно присуждено звание Героя Советского Союза.

В 1952 году в память о погибших в боях за Эстонию вблизи местечка Пикасилла на холме у развилки дорог установлен обелиск, а рядом с ним красные гранитные доски с именами 208 павших советских бойцов, среди них имя Якова Ляхова. Через дорогу, в непосредственной близости от шоссе, установлен ещё один 3-х ступенчатый монумент (см. фото), посвящённый личной памяти нашего славного земляка. До распада СССР пионеры школы №16, чья дружина носила имя героя Ляхова, регулярно ездили в Эстонию и возлагали цветы на его могилу. В новой России на такую «мелочь» денег нет, и потому совершенно очевидна причина отставания «словесного» патриотизма от деятельного. Думается, что одна подобная поездка западает в душу школьника несравнимо глубже, нежели устный пересказ.

По состоянию на осень 2013 года упомянутые монументы в Эстонии целы и достаточно ухожены. Есть полная уверенность, что вдали от столиц, где полным-полно «свободолюбивой» интеллигенции, множество памятников советским воинам в Эстонии сохранятся на долгие годы.

Нам бы сберечь свои. В Гнилицах одна из главных улиц носит имя героя Ляхова. На доме №17, где он родился, откуда уехал в лётную школу, была с 1970 года мемориальная доска. Её тут же утащили, как только из дома съехал престарелый отец, получивший квартиру. Одноэтажный рубленый дом того гляди развалится.

На мраморной доске, что установлена в 1975 году на школе №16, неверно указана дата гибели отважного лётчика. Хорошо бы к 70-тилетию Победы исправить ошибку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zorr
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 24.05.2012
Сообщения: 706
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Апр 10, 2015 20:56     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Летчик-истребитель Виктор Чугунов

Военная авиация подразделяется на три основных вида – штурмовая, истребительная и бомбардировочная. В предыдущих очерках мы рассказали о бомбардировщике Борисе Панине, штурмовике Якове Ляхове. Теперь слово об истребителях. Сам термин «истребитель» несёт, кажется, главную и единственную задачу, предусмотренную для военной авиации, – уничтожение самолётов противника в открытом воздушном бою. Однако огромна роль истребителей и при выполнении вспомогательных функций прикрытия штурмовиков и бомбардировщиков.

Вот с этой частью военной работы у истребителей не всё было гладко, особенно, первые годы войны. В начале сентября 1942 года три высокопоставленных человека в армии и партии направили Верховному главнокомандующему И. Сталину докладную записку о неудовлетворительном выполнении задач прикрытия со стороны истребительной авиации. Они просят Верховного оформить приказом следующие соображения (приказ №0685 «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей). «Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от истребителей противника». В этом приказе ещё очень жестко говорилось, что истребителей, уклонившихся от боя, предавать суду и переводить в штрафные части пехоты.

Жестко? Да! А как иначе? Прекрасные слова о борьбе не на жизнь, а на смерть, должны подчиняться суровым требованиям войны. Иначе, всё останется на уровне слов, и врага не победить, и главное дело, стоящее перед страной, не сделать.

С таким вот приказом первым делом ознакомили под роспись старшего сержанта Виктора Константиновича Чугунова, когда он появился в 897 истребительном полку, базировавшим осенью 1942 года под Сталинградом. Уже в январе следующего года командир полка оформляет документы на представление истребителя Чугунова к ордену Красного Знамени. Из них можно узнать, что старший сержант совершил 27 боевых вылетов: на прикрытие наземных войск – 16, на сопровождение штурмовиков – 10, на разведку – 1. Участвовал в 15 воздушных боях и лично сбил два самолёта противника (1 Ме-109, 1-ФИАТ) и два в групповом бою. В наградном листе комполка пишет, что 18.12.42 года Чугунов с товарищами встретили группу Мессершмиттов (Ме-109Е), и он первым смело ринулся на них, подбив одного, а затем кинулся выручать командира эскадрильи, и в паре они сбили ещё один Ме-109Е. «Тов. Чугунов первым навязывает воздушный бой противнику, несмотря на их численное превосходство, и всегда выходит победителем». Но, как уже указывалось, сержантский состав крайне редко награждался орденом Красного Знамени, и потому наградили Чугунова орденом Красной Звезды. Но, как говорится, лиха беда – начало.

Отвлечемся от подвигов Чугунова. За семидесятилетний период после окончания Великой Отечественной войны выпущено много книг, монографий, посвященных героям Советского Союза –нижегородцам. И в каждой - то одна, то другая ошибка и разночтения. То же самое и в интернете. Один источник называет два ордена Красного Знамени у Чугунова, другой три. Сравнительно недавно в интернет-пространстве сформирован сайт «Подвиг народа», в котором представлены фотокопии наградных документов на всех награждённых в годы войны. Есть у вас родственники, участники и награжденные орденами? Заходите на сайт, и вы испытаете истинную гордость от того, что страна не забыла имя вашего отца (матери), деда (бабушки), прадеда (прабабушки). Однако есть примеры обратного свойства. Например, сводный том «Документы и материалы ИВИ» с указанием фонда, описи, дела, страниц в архиве Института военной истории (ИВИ) списан и уничтожен по указанию начальника ИВИ Д.Волкогонова (акт о списании от 13.04.90г.). Уничтожены списки всех мобилизованных в годы войны. Зачем? Многие документы без нужды остаются засекреченными спустя 70 лет. Почему? Неужели для того, чтобы возникали какие-то сомнения, от которых рукой подать к фальсификациям. Пусть даже и не намеренным.

Эти мысли невольно возникают при более внимательном изучении той или иной героической биографии. Не исключением явилась жизнь и судьба Чугунова. Пять или шесть вариантов биографий его и в каждом чередование места рождения. Деревня Новинки Нижегородской губернии и деревня Новишки с добавлением «ныне Володарского района». Прочитав о Новинках, сердце ворохнулось от интересного совпадения: штурмовик Яков Ляхов из Гнилиц, а напротив их, на другом высоком берегу Оки – село Новинки, где родился шестью годами раньше истребитель Виктор Чугунов. Ан, нет!

Розыски привели к тому, что, действительно, до 1920 года существовала деревня Новишки возле мукомольных заводов купца Н.А.Бугрова, что возле станции Сейма и одноимённой деревни. Она же, объединенная с Новишками и ещё четырьмя деревнями, образовала посёлок Володары, ставший с 1956 года городом Володарск. Таким образом, выходит, что Виктор Чугунов сеймовский, так по названию реки называют жителей этой местности, а не уроженец Нижнего Новгорода.

Но так ли это важно, где родился Герой Великой Отечественной войны? Может, это и было важно для формирования, например, отрядов самураев в Японии, или янычар в Османской империи, или национальной гвардии Наполеона. В Советском Союзе, благодаря единой идеологии и настоящего равенства, все воины стали национальными гвардейцами, вставшими грудью на защиту Отечества.

Итак, Витя Чугунов родился 20 ноября 1916 года в семье крестьянина. Восьми лет он вместе с родителями переехал в Нижний Новгород. По всей вероятности родители продали свой дом в деревне и купили аналогичный в Нижнем Новгороде. Фактов такого способа стать горожанами множество, хотя рабочих мест до 1929 года в городе было немного. Закончив семь классов, Виктор пошел в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) и, одновременно, поступил в аэроклуб на планерное отделение. После двух лет обучения в ФЗУ работал токарем на заводе «Красная Этна» и ставил рекорды продолжительности полётов на планерах. Первый из них в 1936 году, о котором писали областные газеты, составил 40 минут. Позднее на планере «Стандарт» Виктор Чугунов довёл свой рекорд до 4,5 часов.

В 1938 году Виктора призвали в армию и направили в военную школу пилотов в Ульяновск. Закончив её, в 1939 году Чугунов возвращается в город Горький и навсегда связывает свою жизнь с небом, с полётами, с авиацией, работая лётчиком-инструктором в родном аэроклубе.

В связи с запуском в серийное производство истребителей нового типа Як-1, стране остро потребовались опытные лётчики-истребители. Виктора Чугунова, уже достаточно известного пилота СССР, в 1940 году опять забирают в армию и переучивают на истребительное, так сказать, направление. С мая 1942 года старший сержант (именно так, а не лейтенант, как указано в некоторых изданиях) на Брянском фронте и набирает часы полетами «по маршрутам». Первый бой, с которого мы начали наш рассказ, лишь осенью над Сталинградом.

С этого времени Виктор Чугунов постоянно в боях, и количество звездочек на погонах растёт. После битвы на Курской дуге командир авиаполка старший лейтенант Марков заполняет наградной лист на командира эскадрильи лейтенанта Чугунова, указывая, что тот к 15 воздушным боям добавил ещё 23 и лично сбитый «Мессер». Сбивать их становилось всё труднее и труднее, так как вместо Ме-109Е Люфтваффе стал использовать в боях серьёзно усовершенствованный Ме-109F, имевший большую скорость и маневренность по вертикали. Летный состав истребителей на Як-1 и Як-7считал, что против одного Ме-109F в бою надо иметь двух Яков.

Приказ №036 по 17-ой воздушной армии о награждении лейтенанта Чугунова орденом Красного Знамени подписан 8.09.43г. Через полгода старший лейтенант Чугунов награждён орденом Александра Невского (6 марта 1944 года) за ещё два сбитых «Мессера» и умелое руководство подчиненной ему эскадрильей, осуществившей 740 успешных боевых вылета и 25 сбитых самолётов противника. Именно с 1944 года, с момента выпуска серийных Ла-7, Як-3, Як-9У, господство в воздухе перешло к советским ВВС.

15 сентября 1944 года наши войска освобождают Софию, и первым на аэродром болгарской столицы садится Як-7Б капитана Виктора Чугунова. А через пять дней на груди его засверкал второй орден Красного Знамени. Как одному из лучших истребителей дивизии Чугунову вручают именной самолет – «подарок колхозника Власенко» (видимо Як-9). После взятия Белграда большой группе летчиков 17-ой воздушной армии (147 человек) 26 октября 1944г. Указом Президиума Верховного совета СССР, в том числе и Виктору Чугунову, присвоено высокое звание Героя Советского Союза, с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина. В наградном листе указано, что он совершил 218 боевых вылетов и лично сбил 14 самолётов противника: 10 Ме-109, и по одному Ме-110, Хе-111, Ю-87 и Фиат.

Спустя некоторое время Чугунову присвоено звание майора, и он вступает в должность заместителя командира авиаполка №897, в котором и начинал свой боевой путь. Немецко-фашистские и венгро-хортистские войска с бешеной яростью обороняли Венгрию, где возле озера Балатон находилось единственное оставшееся нефтяное месторождение. С его потерей фашисты оставались без горюче-смазочных веществ для самолётов, танков, автомашин. «Бензиновая смерть».

13 февраля 1945 года пал Будапешт, но немцы активно атакуют чуть южнее, и наши войска проводят последнюю оборонительную, Балатонскую операцию. А через два дня майор Виктор Чугунов погибает при не совсем выясненных обстоятельствах. В одних источниках говорится о неравном бое с противником, в других - об учебном бое, в-третьих – об испытательном полёте на новом истребителе. Неизвестно точно и место захоронения. В одной книге указано, что лётчик-истребитель Виктор Чугунов захоронен на Аллее Славы в Одессе. Где Будапешт и где Одесса?

Время стирает память, как дождь смывает следы.

На доме №4 по проспекту Ленина мраморная доска. Под доской пустая полочка для цветов. Мы все очень надеемся, что 9 мая на ней будут красные, яркие гвоздики.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zorr
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 24.05.2012
Сообщения: 706
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2015 21:50     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

из интернета:

Антон Петрович Бринский (10 июня 1906 — 14 июня 1981) — полковник Советской армии, в годы Великой Отечественной войны командир Оперативного разведывательно-диверсионного центра «Брук» РУ ГШ КА, Герой Советского Союза, писатель. Родился 10 июня 1906 года в украинском селе Андреевка в семье крестьянина. В 1919 году ушёл в город Каменец-Подольский, трудился в кузнице. Окончил 9 классов общеобразовательной и лесотехническую школу.

Состоял в ЧОНе, участвовал в борьбе с бандитизмом.
В 1926 году окончил Каменец-Подольску районную партийную школу, в 1927 году вступил во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) и прошёл обучение в Каменец-Подольской районной партийной школе.
Работал секретарём Староушицкого районного комитета комсомола и председателем исполнительного комитета Каменец-Подольского района Хмельницкой области.
На службе в Красной Армии с 1928 года.
Участник освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию 1939 года.

Начало Великой Отечественной войны встретил возле Белостока комиссаром 59-го разведывательного батальона 2-ой Белорусской Краснознаменной стрелковой дивизии им. М. В. Фрунзе 1-го стрелкового корпуса 10-ой армии Западного фронта.

В первый бой с врагом вступил 22 июня 1941 года, оборонял крепость Осовец, во главе сводной дивизии прикрывал отход 6-го кавкорпуса, в составе группы генерала Болдина участвовал в попытке отбить занятый немцами Минск.

Попав в окружение, с восемнадцатью бойцами перешёл к партизанским методам борьбы в Витебской и Минской областях. В октябре присоединился к отряду десантников из ГРУ ГШ КА во главе с Г. М. Линьковым. Организовал ряд отрядов. В мае 1942 года прошел 600 км по тылам врага в места с более развитой сетью железных дорог. В треугольнике дорог Пинск-Барановичи-Лунинец развернул диверсионную работу, за «образцовую организацию» которой в январе 1943 года был удостоен ордена Ленина.

В ноябре 1942 года, совершил рейд на Западную Украину, установил связь с подпольщиками и партизанами Волынской и Ровенской областей. К новому 1943 году организовал партизанскую бригаду особого назначения, а в августе 1943 года под видом партизанского соединения подрывников по приказу руководства РУ ГШ КА организовал Оперативный разведывательно-диверсионный центр и возглавил его. В январе 1944 года присвоено звание подполковника.

Партизаны ГРУ А. П. Бринского произвела около 5 000 диверсий на территории Белоруссии, Украины и Польши: пустили под откос свыше 800 эшелонов, сожгли более 500 автомашин, 73 танка, взорвали около 100 мостов.

«За Ваш геройский подвиг, проявленный при выполнении боевого задания в тылу противника», как сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года подполковнику Бринскому Антону Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3349).

В марте 1944 года заболевшего Антона Петровича вывезли из вражеского тыла в Москву. В армию он вернулся уже после окончания войны. В послевоенные годы службу проходил в г. Горьком.

В 1945 году окончил высшие офицерские курсы командного состава «Выстрел», в 1952 году — курсы командиров дивизий.
С 1955 года полковник А. П. Бринский состоял в запасе. Являлся членом Советского комитета ветеранов войны.
В отставке занимался активной литературной деятельностью, с 1961 года состоял в Союзе журналистов СССР, с 1968 — в Союзе писателей СССР.

Скончался 14 июня 1981 года в городе Горьком. Похоронен на Бугровском кладбище.

Награды:

3 ордена Ленина
орден Красного Знамени
орден Красной Звезды
серебряный «Крест Грюнвальда» (Польская Народная Республика)
медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й ст. и др.

Памятная доска на д. № 2 по ул. Бринского в Н. Новгороде
Его имя носят улицы в Нижнем Новгороде и Луцке (с 1 июня 2013 года улица Бринского в г. Луцке переименована на ул. Архитектора Метельницкого), а также детская библиотека и Дом детской культуры в Нижнем Новгороде. В райцентре Маневичи (Волынь, Украина) у здания средней школы № 2 его имени установлен бюст. А. П. Бринский — почетный гражданин г. Луцк
На доме № 46 по ул. Грузинской в Нижнем Новгороде, где он жил в 1946—1971, установлена мемориальная доска.
В Центральном архиве Нижегородской области дочерью Валентиной, выпускницей Московского историко-архивного института, создан персональный фонд А. П. Бринского Р-398 из пяти описей, 1878 дел.

А. П. Бринский стал прототипом одного из юных героев повести Владимира Беляева «Старая крепость».
В 2006 году к 100-летию А. П. Бринского создан телефильм «Золотая звезда № 3349»., издательством «Дятловы горы» опубликован компендий книг «Антон Бринский: Страницы жизни», "ИТЦ «Марка» к 100-летию А. П. Бринского выпущен почтовый конверт с его портретом.

Его сочинения:

А. П. Бринский автор ряда документальных книг и очерков о партизанской войне и ее героях.
КНИГИ
По ту сторону фронта: Воспоминания партизана. Кн. 1. Горький: ГКИ, 1954. 436 с.; 2-е доп. и перераб., Горький: ГКИ, 1956. 516 с.; 3-е изд. М.: Воениздат, 1958. 512 с.; 4-е изд. М.: Воениздат, 1961. 520 с.; 5-е изд. Горький: ВВКИ, 1966. 423 с.; Киев: Политиздат Украины, 1976. 351 с. (на укр. яз.).
По ту сторону фронта: Воспоминания партизана. Кн. 2. Горький: ГКИ, 1959. 468 с.; 2-е изд. М.: Воениздат, 1961. 516 с.; 3-е изд. Горький: ВВКИ, 1966. 415 с.; Кн. 2. Киев: Политиздат Украины, 1978. 374 с. (на укр. яз.).
Мальчик в клетчатой кепке: Рассказы для детей. Горький: ГКИ, 1960. 142 с. (В соавторстве с Б. Пильником).
Партизанский курьер: Повесть. Горький: ГКИ, 1961. 151 с.; изд. 2-е., доп. и перераб. Горький, 1978. 232 с.
Боевые спутники мои: Партизанские новеллы. /Вступит. статья А. Еремина. Горький: ВВКИ, 1964. 247 с. изд. 2-е доп. и перераб. Горький: ВВКИ, 1969. 413 с.
Безусая команда: Документальная повесть. Горький: ВВКИ, 1973. 192 с.; 2-е изд. Горький: ВВКИ, 1986.192 с.
Девчонка из Марьиной рощи: Документальная повесть. М.: Дет. лит., 1973. 47 с.; Кишинев: Литература артистикэ, 1977. 60 с. (на молд. яз.); Киев.: Веселка, 1979. 375 с. (серия «Юные герои») (на укр. яз.).
Моя Андреевка: Автобиографическая повесть. /Вступит. статья Н. Волостнова. Горький: ВВКИ, 1976. 255 с.
О друзьях — товарищах: Повесть. Горький, 1981. 239 с.
Антон БРИНСКИЙ: страницы жизни (компендий «По ту сторону фронта», «Моя Андреевка», «О друзьях-товарищах») Н.Новгород: издательство «Дятловы горы», 2006. — 528 с.
ОБЩИЙ ТИРАЖ 1 461 000 экземпляров.

https://vk.com/feed?w=wall-3893462_97365
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> разговоры обо всем Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subGreen style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS