Список форумов НОВИК НОВИК
Нижегородское Объединение Военно-Исторических Клубов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Военно-историческая реконструкция. 1812 год

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> Темы форума
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 11517
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2015 16:49     Заголовок сообщения: Военно-историческая реконструкция. 1812 год Ответить с цитатой

Автор: Павел Калинков
Жанр: История
Военно-историческая реконструкция. 1812 год

Введение

Военно-историческая реконструкция не выходит из моды, а, напротив, с каждым годом находит все больше поклонников. Это не театральные постановки и не ролевые игры. По оригинальным чертежам, из натуральных материалов, с соблюдением всех исторических технологий увлеченные люди (реконструкторы) сегодня воссоздают прошедшую эпоху, в которую хотят проникнуть сами и пригласить всех заинтересованных (рис. 1). В своих учениях и баталиях они используют строевые команды и тактические приемы, почерпнутые из уставов минувших лет. На великосветских балах под соответствующую музыку исполняются мазурки и вальсы со строгим соблюдением всех танцевальных фигур и па. По историческим источникам воссоздаются по крупицам наряды, инструменты, оружие, предметы быта…

Рис. 1

Вы хотите перенестись на двести лет назад, ощутить себя солдатами – участниками легендарной Бородинской битвы, переправы через Березину или сражения при Ватерлоо – либо примерить наряды одной из самых утонченных эпох в истории, вспомнить изысканный французский язык, потанцевать на балу Империи? У вас есть шанс оживить в мельчайших деталях эпизоды Отечественной войны 1812 года для себя и для тех, кому это по-настоящему интересно.
Эта книга не пытается объять необъятное и описать все сложности и перипетии реконструкторского движения начала XIX века на территории СНГ. Это лишь небесполезное, надеемся, пособие для людей, интересующихся эпохой наполеоновских войн, желающих попасть в захватывающий мир военно-исторической реконструкции. Где взять нужную информацию по историческому периоду, за кого пойти сражаться, кто и почему лучше – пехотинец или кавалерист, как попасть на интересный фестиваль, какие существуют клубы по соответствующей эпохе, где достать оружие или надлежащий наряд, у кого научиться аутентичному танцу? Вопросов у новичков множество. Эта книга именно для них и для всех тех, кому в принципе интересна отечественная реконструкция.
Противостояние двух великих армий, суровый быт полевых лагерей, роскошные балы и светские пикники среди томных дам и куртуазных кавалеров в ампирных нарядах, гитарные романсы и грохот артиллерийских орудий, дуэли на саблях и полонез Огинского – все это наполеоновская эпоха, время последних романтических сражений новой истории, одного из самых популярных сегодня в реконструкторской среде направлений. Если вам это интересно так же, как создателям книги, дерзайте и присоединяйтесь!
Глава 1
Правила реконструкции – все должно быть настоящим

Living History
Все мы когда-то не отрываясь смотрели исторические фильмы и читали захватывающие приключенческие книги про Чингачгука, Айвенго, д’Артаньяна и прочих викингов, индейцев, мушкетеров и рыцарей. Затем бурно обсуждали прочитанное с такими же очарованными товарищами, вспоминали выдуманные подробности, спорили до хрипоты, мастерили луки и мечи из подходящих деревяшек, разрабатывали планы сражений и отчаянно кидались в бой, защищая друзей-одноклассников, прекрасных дам из соседнего подъезда и родину, которую представлял собой родной двор.
Только для одного суровые индейские войны, великолепные средневековые турниры и невероятные гусарские атаки остались в прекрасном далеком детстве, а другой вырос, но оставил в своем сердце уголок для романтики или истории (или того и другого вместе). Для них и после выхода из подросткового возраста не устаревают понятия чести, верности в любви и дружбе, благородства, мужества, взаимовыручки, любви к родине.
Мальчишкам в душе уже не хватает художественных фильмов и беллетристики, где образы героев зачастую непомерно романтизированы, а события и мотивы слишком упрощены. Таким людям неинтересно просто играть в прошлое, им хочется прожить ту настоящую жизнь, пусть хотя бы в небольших эпизодах (рис. 2). Чтобы создать личную машину времени, человек начинает искать информацию и узнает, что в своем увлечении не одинок – существует огромный захватывающий мир таких же энтузиастов под названием «реконструкция».

Рис. 2

Многие знакомы с реконструкцией только по театрализованным показательным сражениям и выступлениям, приуроченным к различным праздникам. Это могут быть рыцарские бои, наполеоновские сражения, операции Отечественной войны 1940-х годов или что-то еще. Да, это красиво, эффектно и ярко – для зрителей. Однако это лишь верхушка огромного айсберга, ведь у реконструкции есть и другое лицо – Living History, или ожившая история, с максимальным погружением в тщательно воссоздаваемые исторические реалии. Делается это в первую очередь для себя, а не для публики и является самым интересным (рис. 3)!

Рис. 3

Итак, Living History – это историческая реконструкция в своем наивысшем проявлении, альтернативный способ познания, подробное воссоздание выбранной исторической эпохи от изготовления аутентичных предметов до отображения человеческих отношений. Реконструкторы тратят кучу денег и времени на пошив исторических комплексов (заметьте – не костюмов!) вручную из натуральных материалов, которые полностью соответствуют выбранной эпохе. Кроме того, эпохе должны соответствовать предметы быта, посуда, утварь и лагерное оборудование. Если человек не может досконально восстановить нужную вещь, лучше вообще обойтись без нее.
Living History-фестивали в отличие от реконструкторских проходят по возможности в исторических местах, в отдалении от промышленных центров или поселений и, разумеется, безо всяких зрителей. Зачастую это своего рода исторический эксперимент на выживание – можно ли просуществовать без привычных современному человеку удобств, приспособлений и условий? Можно ли получать от этого удовольствие? Поверьте, можно, да еще какое!
Представьте раннее утро. Вы просыпаетесь не под трамвайный грохот из окна или трезвон будильника, а от звука строевого горна и под птичий гомон сонно выбираетесь из-под теплой шинели в ослепительное утро. Сослуживцы спешно выбираются из соседних палаток, поправляют форму – скоро построение. На коновязи нетерпеливо фыркают лошади. После переклички вы подойдете к своей, потреплете теплую шею, возьмете за повод и неторопливо вместе с друзьями спуститесь к речке поить лошадей. По возвращении вас ждут вкусные запахи – маркитантки приготовили завтрак, уже дымятся глиняные кружки с обжигающим чаем, а на костре скворчит что-то вкусное.
Середина дня. Репетиция завтрашнего боя, ожидание неприятельской атаки. Рука напряженно, но уже привычно сжимает эфес сабли. Пороховой дым застилает горизонт, грозно бухают артиллерийские орудия, равномерно движется вперед линия пехоты. Верный конь испуганно косит глазом, тревожно всхрапывает. И вот вы слышите глухой топот вражеской конницы. «В атаку!» – и ваш отряд плотным строем срывается с места сначала рысью, а затем переходя на галоп. Сквозь восторг скачки рядом вы видите такие же яростно-сосредоточенные лица друзей. Уже сложно разобраться – продолжается игра или началась другая жизнь? Жизнь или игра? Когда вы перешли эту грань и где она была?
Поздний вечер. Снова костер, только уже большой, общий. Рядом друзья из других отрядов, бывшие противники на поле боя. Мягко звучит гитара, вы закуриваете старую трубку или негромко подпеваете командиру (рис. 4). Где-то рядом умиротворенно фыркают пасущиеся лошади… Послезавтра снова в город: на работу, к пробкам, проблемам, компьютерам и автомобилям. Но это потом, а сегодня вокруг еще галантный и тревожный 1812 год и у вас впереди только ожесточенные битвы, роскошные балы, разудалые дружеские вечеринки и благородные дуэли.

Рис. 4

Ради этих ощущений стоит выезжать из дому в пять утра, выпросив на работе очередные отгулы, которые потом придется отрабатывать. Именно ради проведенных часов с друзьями в лагере или с противником на поле боя стоит мчаться в любое время года за сотни километров в другую страну, тратить свое время и деньги.
Задача Living History – вытащить человека из своего времени, поставить его в такие условия, при которых он окажется максимально погруженным в изучаемую эпоху, даже мысленно (рис. 5). Для этого в «белых» лагерях запрещено использование любых современных вещей и гаджетов: от спальников, фотоаппаратов и мобильных телефонов до электрических фонарей, сигарет и банок тушенки. Там нельзя находиться участникам в несоответствующих эпохе или вовсе неисторических костюмах. Никаких разговоров о компьютерах, написаний SMS, обсуждений рабочих и бытовых проблем из того, другого мира.

Рис. 5

Реконструкторы пытаются взаимодействовать, соблюдая нормы и правила общения, которые были приняты в соответствующем обществе. Это делается не потому, что так приказано или так делают все окружающие. Человеку самому так нужно в данный момент.
Конечно, этот подход может обернуться на чей-то взгляд ненужными крайностями вроде обязательного использования иностранного языка в лагере реконструируемой страны или походных ночевок в снегу. Однако такие детали обсуждаются в каждом отдельно взятом клубе.
В свете всего вышесказанного становится очевидным, что Living History требует глубочайшего знания выбранного периода и истории, большого количества времени, уделяемого своему увлечению и достаточных материальных средств. Не забудьте также про самозабвенный энтузиазм и постоянное самосовершенствование. Это еще одна жизнь, своего рода параллельная реальность. В чем же интерес? Если вы все еще задаетесь данным вопросом, то, наверное, вам рано погружаться с головой в Living History. Лучше начать с исторической реконструкции в целом, где достаточное количество допусков.

_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.


Последний раз редактировалось: Андре (Пт Дек 25, 2015 17:07 ), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 11517
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2015 16:50     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорого, но интересно
Прежде чем окунуться в мир реконструкции, нужно честно вас предупредить – удовольствие это не из дешевых. Выше уже было сказано, что Living History требует глубочайшего знания времени и истории, кропотливого поиска источников, тщательного воссоздания предметов одежды и быта. Как следствие – средств на правильность образа.
Допустим, вы видите себя бравым гусаром или мужественным артиллеристом. В первую очередь, вам нужно сшить военную форму. Казалось бы – мундир и брюки в строгом соответствии с униформой того времени, что может быть легче? Однако в зависимости от рода войск и страны вам придется озаботиться наличием таких мелочей, как панталоны, жилетка, лейбик, рогатывка, бонет, обувь и несколько рубах. Каждый предмет из этого ряда – не только ткань, мех и кожа, а еще множество затейливой фурнитуры вроде витых шнуров, тканых галунов, литых пуговиц и уникальных знаков различия. Плюс к этому пояса, эполеты, репейки, султаны, этишкеты и т. д. Все это должно быть сделано из правильных материалов и в подавляющем большинстве требует ручной работы сразу нескольких людей – швеи, литейщика, ткачихи, столяра, обувщика и пр. Чувствуете, как возрастают расходы? Если воссоздавать высокий чин, то придется раскошелиться еще и на парадную форму, наряды для балов и приемов. К тому же очень и очень часто к концу пошива обнаруживаются новые источники информации, сведения о том, что ткань правильнее бы взять немного другую, швы сделать иные, крой чуть изменить. Нужно переделывать вещь, а для этого опять нужны деньги. О заказе оружия, соответствующего выбранному роду войск и чину, даже говорить не приходится. Стоимость стандартной сабли или палаша начинается от нескольких сотен условных единиц, огнестрельного оружия – еще больше, а уж во сколько полку обойдется артиллерийское орудие, догадайтесь сами.
Прекрасному полу придется не легче – сшить знатной даме аутентичное платье из настоящего шелка с ручной вышивкой уже само по себе занятие нетривиальное. А ведь придется озаботиться наличием сразу нескольких нарядов в зависимости от времени года и мероприятия (бал, пикник, прогулка, выезд на маневры, домашняя одежда и пр.). К этому обязательно прилагаются чулки, белье, туфельки и ботинки, шляпки, кошельки, шали, сумочки. Конечно, крестьянину или маркитантке не требуется красоваться каждый день в новом наряде, но если вы надеетесь в этом случае обойтись парой простеньких недорогих вещей, придется сразу разочароваться. Реконструкция «простых», правильных нарядов порой занимает больше времени и средств, чем у людей из «высшего общества». Плюс к тому каждому реконструктору вне зависимости от чина и положения на иерархической лестнице нужны сопутствующая обувь, амуниция, предметы быта и т. д. (рис. 6). Если же вы конник, расходы возрастают в геометрической прогрессии (об этом будет рассказываться немного позже).

Рис. 6

Хорошая реконструкторская вещь, будь то одежда или оружие, сама по себе дешевой быть не может. В нее вложена масса усилий разных людей – от поисков источников информации и воссоздания ее аутентичного облика до многочасовой (а порой и многодневной) ручной работы. К этому добавляется стоимость недешевых натуральных материалов – ну не было в начале XIX века копеечной синтетики и пластмассы. Особым шиком в реконструкции любой эпохи считается использование сохранившихся вещей того времени. Конечно, наполеоника – это не Средние века, а эпоха поближе, поэтому «копанины» (аутентичных найденных вещей) побольше. Однако стоимость реальных предметов даже такого, казалось бы, близкого XIX века – это очень и очень большие деньги, будь то банальный подсвечник или пуговицы на мундир.
Конечно, можно выдавать латунь за золото, вискозу за шелк, кролика за соболя, а люрекс за металлизированную нить. В первом приближении (полушутливое правило пяти шагов) даже будет похоже на оригинал. Однако это только поначалу. Люди, которые действительно «в эпохе», сразу увидят подделку, и отношение будет соответствующим – как минимум, несерьезным: пришел человек поиграть, пусть. Да и то не факт – на многих фестивалях достаточно строгий дресс-код, иногда даже требуется в добавление к заявке предварительно выслать фотографии костюмов и оружия каждого члена клуба. При просмотре организаторы очень серьезно думают: приглашать ли данный клуб, соответствует ли его уровень реконструкции мероприятию. По большому счету, настоящий реконструктор в первую очередь делает все эти вещи для себя, а не для строгого оценивающего взгляда окружающих. Полное погружение в параллельную реальность невозможно без тысячи правильных мелочей (рис. 7).

Рис. 7

Все это требует немалых средств, не говоря уже о поездках на различные фестивали, участии в мероприятиях, клубных взносах, тренировках и прочих сопутствующих расходах. Именно поэтому подумайте еще раз: готовы ли вы постоянно тратить большую часть своего бюджета на увлечение? Если да, тогда читайте дальше.
Кем быть: военным, гражданским или маркитанткой?
Если мы не смогли напугать вас обещанием больших трат и вы все-таки решили, что это подходящее хобби, пришла пора определиться со своим статусом. Придя в наполеонику (впрочем, как и в любой другой вид исторической реконструкции), прежде всего нужно решить: кем вы хотите быть. Как ни странно, это не очевидно и не всегда зависит только от желания. Тут сыграют роль и ваш характер, и интересы, и знания, и даже благосостояние. Очень часто реконструкторские образы перекликаются с профессией и увлечениями в реальной жизни. Так, врач с большой долей вероятности станет полковым лекарем, а не трубачом, да и рукодельница скорее будет востребована по профессиональному профилю, а не в качестве кавалерист-девицы. Молодой человек, увлекающийся верховой ездой, вряд ли пойдет в пехоту, а заядлая модница не станет шить крестьянское платье, предпочтя ему наряд светской львицы XIX века. Однако случаи бывают разные. Как правило, существует неписаный закон, согласно которому реконструктор высшего чина может дополнительно шить себе и более простой вариант костюма, наоборот – нельзя. Это правило действует не во всех клубах. Военные, как правило, не ограничиваются только униформой, а имеют еще и гражданский костюм.
Немаловажно и то, в каком регионе вы проживаете и какие военно-исторические клубы здесь уже созданы. Если в вашем городе, к примеру, реконструируют исключительно российскую пехоту, то стать в одиночку французским уланом будет несколько затруднительно. Гораздо легче начинать не с нуля в плане информации, пошива костюмов, обмундирования, материалов и поездок, а полагаться на помощь и поддержку маститых реконструкторов, которые давно «в теме». Случается, что увлеченные люди состоят в клубах других городов и даже стран, если именно там работают реконструкторы по их направлению. Впрочем, существует и еще один выход – если чувствуете в себе силы, станьте в своем городе создателем и идейным вдохновителем нового клуба и реконструируйте именно то, о чем мечтали!
Вернемся к вопросу: «Кем быть?» В наполеонике для начала нужно определиться, где вам комфортнее – на стороне России с союзниками или на стороне Великой французской империи. Для большинства населения стран СНГ наполеоновская эпоха – это в первую очередь война 1812 года, хорошие русские и плохие захватчики французы. Однако вовсе необязательно, что русский историк будет непременно реконструировать солдата российской армии, а француз – наполеоновской. Понятия национализма или гордости за страну тут, как правило, не при чем. Просто реконструкторы могут позволить себе мыслить другими категориями. Речь идет скорее о знании истории, внутреннем патриотизме, широте взглядов и даже семейных ценностях. Одному интереснее культура другой страны, другой отстаивает свои национальные идеи, а третий просто любит романтику эпохи. Да и без противника на поле боя попросту неинтересно, не все же фестивали международные. Более того, отметим интересный факт – первыми в России в реконструкции этой эпохи появились именно французские военные. Так что если захотите в реконструкторском движении воевать на стороне Франции или стать испанским партизаном, вряд ли вас обвинят в предательстве.
Затем решите, будете ли вы военным или гражданским. Если выбрано первое, то определитесь с родом войск: пехота, артиллерия или кавалерия (о преимуществах и недостатках реконструкции каждого из них мы поговорим чуть ниже). О чинах речь пойдет отдельно. В каждом клубе и организации свои правила и скорость чинопроизводства, но начинать придется, скорее всего, с рядового. Если вам больше по душе мирная жизнь, то нужно подумать о своем положении на иерархической лестнице вашего времени. Будете ли вы воссоздавать, к примеру, образ крестьянина-партизана, помещика средней руки или вам больше по душе великосветский лоск князей и графов – требования к костюму, знаниям, поведению, воспитанию и манерам будут различными.
Для прекрасного пола тоже существуют варианты. Самый простой – примкнуть к одному из военных объединений в качестве маркитантки или «сочувствующей» крестьянки, сопровождать полк в обозе, готовить еду на привалах, даже воевать с неприятелем (рис. Cool. Если же вам интереснее светская жизнь, то можно воссоздавать образ какой-нибудь знатной дамы: танцевать на балах, ездить в коляске, петь романсы на французском языке и постоянно менять наряды (рис. 9).

Рис. 8


Рис. 9

Подводя итог, можно отметить, что наполеоновская эпоха, пожалуй, как никакая другая дает огромные возможности воплотить свой образ практически каждому реконструктору, будь то лихой конник или книжный червь, капризная модница или брутальный мачо, мальчишка-романтик или вояка в возрасте. Каждому здесь найдется место и дело.
_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 11517
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2015 16:50     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Глава 2
Особенности национальной наполеоники

Куда пойти – рода войск

Если снятся ружейные залпы, конные атаки и сабельные схватки – вас манит реконструкторская военная карьера. В этом случае самое время определиться, в каком роду войск вы будете служить. Каждый из них (пехота, артиллерия и кавалерия) имеет свои особенности, преимущества и недостатки с точки зрения реконструктора. Попробуем вместе рассмотреть их и попытаться разобраться, что именно вам по душе.
Пехота всегда являлась основным и наиболее многочисленным родом войск (рис. 10). В то время она делилась на линейную (фузилеры, вольтижеры, гренадеры) и легкую (карабинеры, егеря). Фузилеры являлись основным видом пехоты, могли вести как стрелковый, так и рукопашный бой и сражались в плотном строю (линией, колонной или каре). Наиболее сильные и хорошо обученные бойцы составляли подразделения гренадеров. Сюда набирали обычно самых рослых и физически сильных людей, из-за чего они имели несомненное преимущество в рукопашном бою. Вольтижеры же, или так называемая легкая пехота, напротив, формировали свои силы из отличившихся малорослых людей (которые также считались отборными ротами). Вольтижеры находились обычно в авангарде и специализировались в меткой стрельбе и ведении разведки. Егеря считались пехотой более высокого класса. Их главной особенностью была способность исключительно метко стрелять (изначально солдаты набирались в качестве снайперов с личным оружием). Егеря обычно двигались рассыпной цепью впереди войск, обстреливая противника с дальних дистанций, разрушая его строй, готовя для основной атаки. Кроме того, они предназначались для обстрела противника из-за естественных укрытий или из домов, для боя в лесу или на сильно пересеченной местности. Однако егеря не могли формировать плотного строя и в силу этого были легко уязвимы для атак кавалерии.

Рис. 10

Помимо обычных полков существовали также привилегированные гвардейские. В них солдаты и офицеры отбирались персонально за боевой опыт, определенную выслугу лет и высокие моральные качества. Гвардейцы считались настоящей армейской элитой, максимально надежными, но дорогими солдатами. Служить в таком полку было почетно и очень ответственно. Гвардию всегда высоко ценили и берегли, но в экстренных случаях требовали от нее максимального результата. Например, Наполеон называл своих личных гвардейцев «старыми ворчунами» и крайне ценил – их лучше одевали и кормили, платили гораздо больше, чем остальным, и бросали в бой лишь в самые критичные моменты. Такие солдаты единственные пользовались особой привилегией – могли обращаться к императору на «ты».
«Их было немало, воинов, ставивших честь превыше всего… То были богатыри, сражавшиеся со всеми армиями мира и побеждавшие их. Им предстояло умереть, ибо они не знали, что значит сдаться… Гвардия, что бы ни двигало ею: защита очагов, рыцарский гонор, воинское братство, алчность, но прежде всего была честь. Гвардейцы не оставили потомкам пышных памятников и дворцов, они оставили большее – великую память, которая определяет историю».
Дж. Коуль, «Атланты. Воин».
Кстати, существование гвардии свойственно не только пехоте, но и артиллерии, и кавалерии.
Кроме вышеперечисленных войск, в пехоте из свободных крестьян, горожан или добровольцев-дворян создавались вспомогательные иррегулярные формирования – ополчения (рис. 11). В России они в этот период были государственными и созывались по манифесту императора Александра.

Рис. 11

Пехотинец был вооружен длинным гладкоствольным кремневым ружьем с трехгранным штыком, которое заряжалось с дула особыми патронами – бумажными трубками со свинцовыми пулями и дозой пороха. Скорострельность такого оружия составляла до пяти выстрелов в минуту, а теоретическая дальнобойность – до 1 километра (эффективная, по исследованиям современных авторов, – не более 200–300 метров). Отдельные формирования наполеоновских времен вооружались нарезными штуцерами. Однако не все, потому что это оружие отличалось дороговизной производства, трудоемкостью зарядки и сложностью чистки. К тому же в рукопашной схватке короткий штуцер был менее удобен, чем длинное гладкоствольное ружье. Достаточный эффект такое оружие могло давать только при массовой стрельбе залпами, поэтому пехота в основном сражалась группами в плотном строю (гораздо реже применялся рассыпной строй, причем обязательно в совокупности с линейным). Гренадеры дополнительно были вооружены гранатами, метая которые, могли наносить дополнительный вред укреплениям противника.
Реконструировать пехоту новичку, наверное, проще всего хотя бы в материальном плане. Ведь вся реконструкторская экипировка состоит из личного костюма, вооружения (мушкет, штык, тесак, гранаты – в зависимости от конкретного подразделения) и амуниции, а также бытовых мелочей. Гвардейские подразделения, разумеется, более дороги в исполнении, линейные полки – дешевле. Помимо этого каждый пехотинец должен знать устав, строевую подготовку и уметь обращаться с личным оружием.
Почему стоит идти в пехоту? Как минимум, потому что это основа любой армии, ее костяк. Кавалерия и артиллерия при всей своей внешней эффектности – лишь поддерживающие рода войск. Если вы думаете, что роль пехоты в сражении состоит лишь в медленных передвижениях по команде строем туда-сюда, то ошибаетесь (хотя даже правильно стоять и двигаться в строю – особое искусство). У пехотного подразделения множество возможных вариантов маневров и перестроений на поле боя (несколько видов колонн, линии, стрелковые цепи и каре), а также различные методы ведения стрельбы. Все их перед применением на полях сражений нужно учить и отрабатывать.
Пехотные клубы в силу многочисленности участников ближе всех других стоят к реконструируемому подразделению. Если полки и батальоны других родов войск на поле боя достаточно условны и иногда насчитывают в 2–3 раза меньше реального количества военных, то пехотный клуб может выйти на поле даже полной ротой около сотни человек. К тому же обычна практика сведения нескольких пехотных клубов в общие роты и батальоны для крупных инсценировок.
Немаловажными факторами остаются мобильность и универсальность реконструкторов-пехотинцев. Зачастую, чтобы выехать на отдаленное мероприятие нескольким участникам, им достаточно только купить билет и взять с собой мундир. Вопрос обязательной аренды или транспортировки лошади, как у кавалеристов, или сработанности команды и обращения с орудием, как у артиллеристов, не стоит. Достаточно заранее списаться с клубом, который будет массово представлен на поле боя, и договориться выйти в его составе. Вам могут предоставить даже оружие, не говоря уже о месте в палатке.
Начнем рассказ об артиллерии следующей выдержкой.
«Французская артиллерия всегда стояла на высоком уровне. Почти все усовершенствования в артиллерийском деле за последние три или четыре века исходили от французов. Во время наполеоновских войн французская артиллерия была особенно опасна своим искусством выбирать позиции для своих орудий, – искусством, которым очень плохо владели остальные армии того времени. Все свидетельства сходятся в том, что никто не мог превзойти французов в умении таким образом установить свои орудия, чтобы лежащая впереди местность предохраняла от огня неприятеля и вместе с тем усиливала действенность собственного огня. Теоретическая сторона артиллерийского дела тоже всегда энергично разрабатывалась французами; этому способствовал математический уклон их ума. Точность языка, научный метод и здравость суждений, характеризующие их артиллерийскую литературу, показывают, до какой степени отвечает эта область науки их национальным склонностям…»
Ф. Энгельс, «О французской армии».
Артиллерия тогда и сейчас составляет огневую ударную силу войск, нанося неприятелю главные потери на поле боя (рис. 12). Стратегия этого рода войск в наполеоновское время сводилась к трем этапам: подготовке атаки, ее поддержке и обеспечению действий пехоты в тылу врага.

Рис. 12

Артиллерийские орудия в то время были гладкоствольными и дульнозарядными, отливались из бронзы и чугуна. В полевой артиллерии существовало три основных рода орудий: пушки, единороги и мортиры. Кроме того, в крепостях иногда употреблялись гаубицы и произошедшие из морской артиллерии карронады. Все эти орудия различались длиной и отчасти внутренним и наружным устройством. Они назывались по весу применявшихся к ним снарядов, например, из шестифунтовой пушки стреляли шестифунтовыми чугунными ядрами, из четвертьпудового единорога – гранатами (полыми чугунными шарами с порохом внутри) весом в четверть пуда и т. д. Стреляли также свинцовой или чугунной картечью, засыпая ее в особые банки. Дальнобойность артиллерийских орудий в зависимости от вида, размера и заряда разнилась от 300 метров до 1 километра. Количество орудий и их калибр в разных полках были различны даже по штату, который иногда был просто фикцией, поэтому четко разделить их сегодня достаточно затруднительно. Кроме того, в оборудование артиллеристов входили всякие специальные приспособления – так называемые артиллерийские принадлежности: банники, прибойники, фительные ночники и пальники, зарядные сумы и трубочные лядунки, протравники и пыжевники…
«Интересно, что вплоть до 1945 года все полевые (дивизионные) пушки по весу системы в боевом и походном положении, диаметру колес, ширине хода и так далее будут укладываться в рамки характеристик между легким и батарейным лафетом образца 1805 года. Объясняется это тем, что до полного перевода полевой артиллерии на механическую тягу массогабаритные характеристики орудий ограничивались возможностями шестерки лошадей». – А. Широкорад, «Тайны русской артиллерии».
Сухопутная пешая артиллерия разделялась на полевую, осадную и крепостную (рис. 13). В полевой, в свою очередь, вычленялась полковая артиллерия, состоящая из легких и маломощных орудий.

Рис. 13

Крепостная артиллерия находилась на вооружении крепостей для обороны. Орудия были по большей части чугунными, на особых крепостных лафетах, не приспособленных к переходам. Иногда из крепостной выделяли береговую или приморскую артиллерию, которой вооружались приморские крепости. В ее состав входили самые крупнокалиберные пушки специально для кораблей. Осадная артиллерия употреблялась при блокадах крепостей и имела медные орудия на лафетах, приспособленных к переходам. Полевая артиллерия использовалась в обычных сражениях и постоянно находилась при армии. Полевые орудия, как и осадные, были медными, но гораздо легче и меньше калибрами. Их лафеты были наиболее приспособлены к быстрому передвижению.
По другим признакам полевая артиллерия разделялась на следующие виды.
• Тяжелая (батарейная, позиционная), чьи орудия были самыми тяжелыми из прочих полевых и предназначались для составления местных или главных батарей, расположенных в самых выгодных местах.
• Легкая (линейная). В России еще называлась полковой, хотя организационно она уже была отделена от войск. Ее орудия были легче батарейных и предназначались для составления батарей в линиях пехотных войск.
Каждую роту артиллерии сопровождала рота обоза для транспортировки снаряжения.
Отдельно хочется сказать о конной артиллерии. Изначально это были не просто орудия на конской тяге, а артиллерийские подразделения при кавалерийских полках и дивизиях, где все строевые артиллеристы во время движения были верхом на лошадях. Естественно, такая артиллерия могла эффективно взаимодействовать с конницей, лишь имея в походе и в бою ту же скорость и проходимость по местности, что и последняя. Конные орудия были легче линейных или такими же, но имели в упряжке больше лошадей. Удельный вес конных орудий в полевой артиллерии был невелик (в российской армии он составлял менее 20 %). Однако их эффективность была существенно выше, чем у пешей артиллерии. За счет своей мобильности конная артиллерия была заметной боевой силой и постоянно отличалась на полях сражений.
В орудия, в зависимости от их вида и размера, запрягались две, четыре или шесть лошадей (рис. 14). Тройки и четверки возили артиллерийские фуры с боеприпасами, а также специальные двухколесные зарядные ящики (деревянные окованные сундуки с крышкой из листового железа, поставленные на раму). Изначально в артиллерии использовались закупленные или реквизированные у населения лошади, которых после окончания кампании или марш-броска могли просто передавать для других нужд армии. Затем при случае набирались новые. Однако это было достаточно неэффективно, поэтому со временем вся конная артиллерия получила постоянных лошадей (обычно не таких рослых, но более тяжелых, чем у регулярной конницы), которых было запрещено отделять от рот.

Рис. 14

По меткому выражению полковника Фуа, тактика конной артиллерии состояла в том, чтобы подъезжать (к противнику) как можно ближе и стрелять как можно чаще. Говоря другими словами, – концентрация огня и решительные наступательные действия составляли ее основу.
К началу русской кампании в Великой армии было 1372 орудия, большая часть из которых осталась на полях России. При этом больше половины из них были не французскими, а захваченными – австрийскими, итальянскими, прусскими, голландскими, английскими и пр. Российская армия обладала чуть большим количеством стволов – 1620.
Реконструировать артиллерийские войска затратнее и сложнее, чем пехоту. Как минимум, потому что реконструкция аутентичных орудий – это очень дорого. К тому же служба в артиллерии предполагает, помимо выполнения общего устава и умения маневрировать с орудиями на поле боя, точную работу слаженной команды от трех человек в артиллерийском расчете (в идеале их количество должно достигать 6–8 в зависимости от вида орудия). Работа с большими орудиями – всегда потенциальная опасность для жизни, артиллеристы должны соблюдать строжайшую дисциплину в работе и максимальную осторожность. Кроме того, это просто тяжелая физическая работа. Конные артиллеристы, помимо всего перечисленного, должны иметь навыки работы с лошадьми (уход, запряжку и управление), причем не с одиночными, а как минимум с парой, что еще больше усложняет задачу.
Признаемся, что при написании данного раздела мы не могли остаться беспристрастными, так как именно этот вид войск для авторов является самым любимым (рис. 15).

Рис. 15

Рассмотрим преимущественные отличия кавалерии от других родов войск. Представьте себе поле боя: в полной экипировке неспешно идет пехота, артиллеристы волокут свои тяжелые орудия, раздаются редкие выстрелы – все правильно, но несколько монотонно, не так ли? И тут из-за ближайшего перелеска с саблями наголо вылетает кавалерийский расчет. Развеваются на ветру разноцветные султаны и длинные конские гривы, солнце играет на вычищенных до блеска кирасах и касках, красуются в бешеной скачке тонконогие кони. А-ах! – и кавалеристы уже ровным строем, колено в колено, пролетают мимо восхищенных зрителей, чтобы, заложив крутой вираж, синхронно перестроиться и снова ринуться в атаку, легко обходя медлительную пехоту, разбрызгивая грязь из-под копыт, устрашая противника. Красиво, зрелищно и эффектно – правда же?
Впрочем, это все романтика. Но у конницы есть и вполне осязаемые преимущества. Кавалерия исключительно мобильна и маневренна, скорость ее реагирования на поле боя 1812 года превосходила все остальные рода войск.
Кавалерия времен наполеоновских войн подразделялась на тяжелую (кирасиры, карабинеры, конные драгуны) и легкую (уланы, гусары, конные егеря). Как понятно из названия, главное их различие состояло в качествах лошадей – первые использовали крупных, тяжелых и сильных лошадей, вторые отдавали предпочтение подвижным, легким и маневренным. Тяжелая конница во время атаки действовала менее быстро, но с большей силой удара. Легкие лошади двигались более стремительно, они были лучше приспособлены для одиночного боя и в рассыпном строю. Каждый вид кавалерии существовал для определенной цели. Так, кирасиры и карабинеры предназначалась для тяжелых ударов и пробития брешей в рядах противника. Эти кавалеристы заслужили громкую славу своими ратными подвигами, нередко влиявшими на исход всей кампании. Вооруженные ружьями драгуны могли сражаться и в конном, и в пешем строю, добавляя пехоте огневой мощи в нужный момент. Легкая кавалерия выполняла разведывательные функции, прикрывала отходы и преследовала разбитого противника. Гусары и казаки также преуспели в партизанской войне. Рейды в тылу противника, разорение обозов и складов, перехват гонцов, авангардные и арьергардные стычки, разведка боем – все это прекрасно соответствовало легкой кавалерии (рис. 16).

Рис. 16

В российских войсках (в отличие от французских) кроме регулярной конницы существовали легкие иррегулярные подразделения: казаки, конные калмыки и башкиры (но существовали и регулярные казачьи полки, например Чугуевский). Они обычно отличались меньшей дисциплинированностью и организованностью, но, будучи природными всадниками, компенсировали это высокой эффективностью за счет великолепных навыков верховой езды и отваги. Например, во время Бородинского сражения калмыцкие полки в составе конного отряда Уварова навели невообразимую панику в тылу французской армии, когда Наполеон чуть сам не попал в плен. В качестве примера можно также привести эпизод в полевом сражении при Тарутине, ускорившем отступление французов из Москвы, где казаками был разбит авангард маршала Мюрата, насчитывавший около 25 тысяч человек. Сам маршал получил первое в жизни ранение от казацкой пики. Однако большинство исследователей сегодня сходятся в том, что превосходство иррегулярной кавалерии проявлялось только в том случае, когда в процессе атаки или преследования тактическое построение регулярной конницы рушилось и наступал черед рассыпного рукопашного боя. Тогда иррегулярная конница, внезапно повернув кругом и использовав благоприятный момент, обычно наносила поражение регулярной.
Первая рота каждого регулярного полка считалась элитной и в нее были сведены все лучшие кавалеристы. Исключение составляли лишь карабинеры и кирасиры, которые считались элитой кавалерии. Вся конница, кроме егерей, сражалась обычно стройными сомкнутыми рядами. Егеря, как правило, представляли собой отряды наиболее ловких и метких стрелков, способных действовать поодиночке. Вооружение кавалерии составляли палаши и сабли, пистолеты – у офицеров, карабины и ружья – у отдельных подразделений, а также пики для уланских полков.
У иррегулярной конницы встречались и массово использовались в бою такие необычные для остальных виды оружия, как луки и дротики.
Французские кавалеристы начала XIX века, по многочисленным свидетельствам историков, не отличались высоким уровнем искусства верховой езды, и император к началу своего правления «застал наихудший материал, какой только мог быть» (рис. 17).

Рис. 17

Старая французская кавалерия была сильно дезорганизована революцией, а новые формирования в начале войны оказались почти непригодными. К тому же французские лошади были скорее упряжными, чем верховыми. Постоянные войны и походы не позволяли довести индивидуальную подготовку кавалерии до совершенства, для чего требовались годы регулярных занятий. Однако Наполеон не делал ставку на персоналии, главной его идеей была массовость конных атак.
Император сильно увеличил число конных полков во французской армии и изменил организацию конницы, собрав рассеянные полки в отдельные бригады и дивизии по родам. Кроме армейских корпусов, в каждом из которых имелась дивизия или бригада кавалерии, Наполеон создал так называемый кавалерийский резерв, состоявший из двух дивизий кирасир, четырех дивизий конных драгун и по одной дивизии пеших драгун и легкой кавалерии. Эта система – держать большие кавалерийские массы в резерве, благодаря чему более крупная часть конницы очень часто лишалась возможности принять участие в бою, – сегодня критикуется большинством исследователей.
Для личной охраны Бонапарта был сформирован специальный отряд «гидов» из ветеранов – солдат, прослуживших более пяти лет и отобранных с особой тщательностью. Этот отряд стал предтечей Консульской гвардии, которая впоследствии разрослась в небольшую армию – Императорскую гвардию.
Также Наполеон полностью пересмотрел тактику своей кавалерии на поле боя. Прекрасно понимая боевые свойства и возможности легких конников, Бонапарт активно использовал их рейды для маскировки передвижений огромных масс своей армии и разведывания диспозиций и маневров противника. Как правило, тяжелая конница действовала на малых дистанциях и представляла собою в атаке тесно сбитую массу. Быстро двигаться и активно маневрировать в таком строю они не могли, поэтому делали ставку на прямой мощный направленный удар по противнику. Во время российской кампании французской кавалерии был нанесен огромный ущерб – примерно из 80 тысяч лошадей под седлом осталось не более 3 тысяч, и лишь неимоверные усилия позволили императору компенсировать потери за счет новых наборов конницы.
В Российской армии к началу войны с Наполеоном дело с конницей обстояло так. Павел I проводил политику жесткой экономии средств, что коснулось и российской конницы. В результате армия была совершенно не готова к борьбе с потенциальным грозным противником в лице Франции. Нужно было срочно что-то менять. С 1797 года как легкая, так и тяжелая кавалерия начала руководствоваться новыми Уставами, почти полностью списанными с аналогичных прусских. Ведь конница Фридриха II абсолютно заслуженно пользовалась в то время славой самой обученной, упорядоченной и действенной в Европе. В 1801 году военная комиссия нового императора Александра I занялась пересмотром численности и реорганизацией всех родов войск. Выводы ее в отношении конницы были однозначны: численность регулярной кавалерии не находится в соразмерности числа эскадронов с числом батальонов. В результате было предложено следующее.
«Численность тяжелой конницы сократить с тринадцати полков до шести, увеличив при этом драгунский корпус; численность же легкой кавалерии сильно увеличить (причем генералы сами не осмеливались предлагать такое, написав, что "когда предстанет надобность, то может и кавалерия быть умножена казаками и другими нерегулярными войсками, без излишних по содержанию в мирное время издержек…")»
А. Бегунова, «Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I».
В итоге российский император принял решение о формировании нескольких новых полков легкой кавалерии (рис. 1Cool.

Рис. 18

В нынешнее время материальные и физические затраты на реконструкцию кавалерии, пожалуй, самые высокие. Помимо знания и выполнения устава кавалерист должен хорошо ездить верхом, слаженно работать в команде и владеть техникой работы с оружием (об этом мы поговорим ниже). Денежные расходы реконструктора-кавалериста в первую очередь зависят от наличия у него лошади. Если таковой нет, то все затраты сводятся к созданию собственного образа (мундира, амуниции и оружия), оплате тренировок для повышения личного мастерства и аренде лошади на фестивали и выезды. Когда лошадь у вас своя, то готовьтесь потратиться еще и на конскую амуницию. Это не только аутентичные седло, вальтрап и уздечка, а еще дополнительно множество приспособлений вроде чепрака, мундштучного оголовья, трока, подперсья, подков, а также хозяйственных мелочей (попон, щеток, рептухов, чомбуров и недоуздков). Прибавьте расходы на содержание, обучение и перевозку лошади, оплату тренировочных манежей и прогулочных левад – сумма получается практически запредельная. Нужно еще регулярно платить за тренировки. «Зачем же такие расходы?» – спросите вы. По одной простой причине: почти нереально стать хорошим всадником, занимаясь на чужих лошадях. Дружба и настоящее доверие с четвероногим партнером возникают после нескольких совместных тренировок и прогулок. В этом смысле личная лошадь всегда предпочтительнее арендованной. Именно поэтому большинство конных реконструкторов со временем покупают лошадь. И мы считаем, что это абсолютно правильно – ведь только проверенному партнеру можно смело доверить свою безопасность на поле боя.
В общем, если хотите заниматься реконструкцией кавалерии, готовьтесь вкладывать в это увлечение большие физические и моральные силы, бесконечное время и немалые деньги. «Разве оно того стоит?» – спросите вы. Это каждый, разумеется, решает для себя, но мы уверяем вас, что несомненно стоит.
Отдельно хочется поговорить о полковых музыкантах (рис. 19). Ведь военная музыка существует практически столько же, сколько и сами армии. Трубы, барабаны, сурны, литавры, дудки, флейты, фаготы, кларнеты, валторны и тромбоны – все они в свое время звали в бой, вселяли в сердца отвагу, задавали темп движения, организовывали группирование войска, указывали солдатам направление атаки, возвещали о победе или отступлении. Иногда музыканты даже участвовали в стратегических обманных маневрах, имитируя присутствие своего войска в стороне от действительного в условиях ограниченной видимости (например, в темноте или в тумане).

Рис. 19

На Востоке группы военных музыкантов известны с XIV века, в Европе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII веку, в России официальный указ Петра I иметь свой оркестр каждому полку вышел в 1772 году. Петр Великий заботился об улучшении военной музыки: из Германии были выписаны музыканты для обучения солдат, игравших днем с 11 до 12 часов на адмиралтейской башне. В царствование Анны Иоанновны и позднее на оперных придворных спектаклях оркестр зачастую усиливался лучшими музыкантами из гвардейских полков.
С 1857 года каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш). Написание его полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам либо талантливым людям из армейской среды. Интересно, что многие полковые марши русских частей (особенно гвардейских) были заимствованы из прусской армии либо произведений немецких композиторов. В частности, так называемый старый Егерский марш, который так любил Николай II, является маршем прусских егерей 1814 года, а полковым маршем лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка служил германский Хохенфридебергский марш.
О значении военного оркестра в бою и в мирной жизни армии высказывались многие великие полководцы.
«Суворов писал: ”Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была – самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил“. С явно минорной нотой ему вторил Наполеон Бонапарт, утверждавший, что Великую армию погубили прежде всего два врага – русские морозы и русская военная музыка. Мол, его солдат и офицеров оторопь брала, когда русские шли в атаку под громкую до одури песню. Сдается, несколько кривил душой по поводу оценки собственного краха в кампании 1812 года. Но ведь музыку отметил, а не вкус русского сена, от которого – почему бы нет? – портилось настроение французских драгунских коней. И не русские бани «по-черному», в которых до костей промерзшие солдаты маршалов Нея и Даву даже не пытались согреться и отпариться. Потому что не умели».
А. Бурый, «Музыка военная».
В наше время с изобретением мощных средств связи и наблюдения роль знаменосцев и музыкантов свелась к парадным выступлениям и торжественным маршам. Однако не так уж давно воины с флейтой или знаменем в руках считались чуть ли не самыми важными боевыми единицами (рис. 20).

Рис. 20

«С того самого момента, когда пехота начала действовать плотным строем, ее движение стало сопровождаться военной музыкой, исполняемой на флейтах и барабанах. При выполнении сложных перестроений музыка, доносящая интуитивно понятные команды до каждого воина, была отнюдь не роскошью, а средством управления… Флейтист вовсе не был “второсортным” воином и при необходимости вступал в бой. Для игры же на барабане не требовалось большой силы, выбивать дробь могли и мальчики – «сыновья полка», тем более что сражаться они не могли из-за громоздкого инструмента… Горн предназначался для извлечения нескольких узнаваемых последовательностей звуков, призывавших солдат к исполнению той или иной команды. Командира в сумятице боя найти не так-то просто. Но, услышав сигнал к сбору, боец сможет двигаться на звук горна, пока не увидит знамя… У офицера была возможность восстановить порядок с помощью горна даже в случаях, когда на перегруппировку не оставалось времени. Если протрубить атаку, передние ряды перестанут отступать и, зная, что остальные также получили приказ и скоро присоединятся к ним, храбро двинутся на врага. Организованным станет и движение задних рядов… Музыкой подразделение могло сообщить о своем бедственном положении или передать условленный сигнал другим частям».
И. Край, «Труба зовет».
Самыми распространенными специальностями среди военных музыкантов наполеоновских времен были трубачи, барабанщики (рис. 21) и флейтисты.

Рис. 21

«Большое количество трубачей в кавалерии того времени объясняется тем, что они были не просто музыкантами – в грохоте атаки мало кто слышал команды офицера. Поэтому обычно те озвучивали свои приказы трубачу, скакавшему рядом, а тот уже дублировал приказ в свой горн так, чтобы было слышно всем. Система таких звуковых сигналов была хорошо знакома на слух всем кавалеристам. Логично, что трубач в бою был отличной мишенью и желанной целью для вражеских стрелков. Именно поэтому трубачи зачастую получали повышенное жалование».
В. Зевлевер, «Легкая кавалерия Наполеона».
Трубачи находились в полках на особом положении, это проявлялось даже в их униформе, которая была обычно более богатой и красочной, чем у остальных служащих.
Само собой разумеется, что если решено стать полковым музыкантом, помимо общих требований к солдатам вашего подразделения, вы еще должны уметь играть на выбранном инструменте. Однако не просто играть, а знать именно те мелодии и сигналы, которые были приняты в наполеоновское время и в выбранной вами армии. Как ни странно, потребуется еще и отличная физическая подготовка. Ведь играть на духовых инструментах придется на ходу, не теряя дыхания и не сбиваясь, а если вы трубач в кавалерии – то на скаку.
_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 11517
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2015 16:51     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Карьерный рост
Если вы начинали в наполеонике рядовым, и такое положение дел вас полностью устраивает, то можете в этом статусе существовать неограниченное количество времени. Если же вы человек амбициозный, то и в реконструкции сможете заняться своим карьерным ростом. Казалось бы, проще всего сразу пошить себе костюм высокого офицера (к примеру, генерала) и щеголять на поле боя золотыми эполетами и многочисленными цветными шевронами. Да, вы можете это сделать, и никто не вправе это запретить. Однако сразу предупреждаем, что такой генерал будет воспринят окружающими исключительно как свадебный. Вы будете всего лишь красивой куклой, не имеющей во взаимодействии реконструкторского сообщества никакого значения и веса. С поля боя вас не прогонят, но уж командовать никем точно не позволят – не заслужили.
Чтобы ваши эполеты воспринимались не как элемент карнавального наряда, а как должное, нужно постепенно подниматься по иерархической лестнице, начиная с рядового. В каждом военно-историческом клубе существует ряд офицерских вакансий для выполнения ряда необходимых функций как в лагерях, так и на поле сражения (рис. 22). Эти вакансии постепенно пополняются за счет членов клуба, которые делают достаточный вклад в общее реконструкторское дело: с течением времени нарабатывают опыт, отличаются на поле боя, привлекают новичков, ищут и распространяют информацию, помогают организовывать мероприятия, активно участвуют в тренировках, фестивалях и выездах. Такие члены клуба активно создают клубу дополнительные ресурсы для дальнейшего развития. Чтобы этим заниматься, нужны достаточный опыт реконструкторской деятельности, большой багаж знаний и умений, обычно недоступный новичку.

Рис. 22

Скорость и порядок чинопроизводства в каждом клубе свои, адаптированные к местным реалиям, хотя периодически реконструкторскими сообществами предпринимаются попытки привести этот процесс к общему знаменателю. Однако этого так до сих пор и не удалось добиться. Например, несколько лет назад руководством Военно-исторической ассоциации России было рекомендовано следующее:
«Право носить офицерские эполеты может быть признано лишь за теми, кто сумел организовать, возглавить и в течение продолжительного времени руководить деятельностью объединения численностью 10–15 человек. В клубах следует иметь соотношение младшего офицерского состава к рядовым не более чем 1:10; в старшие офицеры следует производить людей только в особых случаях. Высшие чины могут быть присвоены лишь за абсолютно исключительные заслуги в деле военно-исторической реконструкции. Все офицерские чинопроизводства должны быть утверждены руководством Единой военно-исторической ассоциации».
Интересно также правило о том, что должности от майора и выше по этим же рекомендациям могут занимать только лица, служившие в настоящей армии и имеющие реальный опыт командования подчиненными, что далеко не всегда применяется на деле.
В реконструкции гражданских чинов все проще. Здесь высота положения зависит только от ваших возможностей, информационных и финансовых. Хотите реконструировать князя или принцессу – действуйте! Только будьте добры досконально соответствовать выбранному статусу. Если вы знатного рода, то должны озаботиться наличием соответствующего антуража: достаточного количества богатых костюмов, дорогой утвари и предметов быта, верховыми лошадьми, экипажем и слугами. Смешно будет выглядеть самодельный граф, который передвигается пешком за рядовыми своего полка, или княгиня, сидящая на привале с маркитантками за одним костром с глиняной миской в руках. Неплохо знать французский язык для светского общения, как было принято в ту эпоху, иметь определенный багаж знаний по истории, уметь танцевать и следовать правилам этикета. Что поделать – знать в те времена была образованной и культурной!
_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 11517
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2015 16:52     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Клубы и объединения
Из всего вышесказанного вы должны были уяснить, что заниматься реконструкцией можно в одиночку или примкнуть к уже существующим клубам и объединениям, которые занимаются интересующим периодом времени (рис. 23). В обоих случаях есть свои особенности.
Если вы индивидуалист, то можете заниматься любым интересующим историческим объектом вне зависимости от интересов клубов. Вы не привязаны к иерархической лестнице, не обязаны выполнять устав и участвовать в клубных мероприятиях, подчиняться руководству, посещать тренировки и выезды строго по графику, платить членские взносы. Наконец, вы сами себе командир – шьете только то, что нравится, ездите туда, куда и когда хотите. Согласитесь, звучит неплохо. Однако в этом случае вы обречены оставаться индивидуальной, но за счет этого мало кому интересной и совершенно незначимой фигурой на поле реконструкции.

Рис. 23

Именно поэтому современные реконструкторы примерно с 1960-х годов стали объединяться в группы. Первоначально одни клубы состояли в основном из ученых, желавших на практике выяснить некоторые спорные моменты прикладной военной истории, а другие развились из обществ коллекционеров исторического оружия или ассоциаций потомков ветеранов. Впрочем, просто активных и интересующихся людей, вступающих в клубы, не имея изначально никакого отношения к реконструируемому периоду истории, тоже хватало, как и сегодня. Несмотря на необходимую строгую дисциплину, в членстве в клубе есть масса преимуществ, которые с лихвой окупают возможные неудобства. В первую очередь – это коллектив единомышленников и друзей, столь же увлеченных данной эпохой и историей, как и вы. Во вторую – реальная сила на поле боя, интересная и важная для других реконструкторов. В третью – возможность создания более масштабных и достоверных исторических картин событий. В четвертую – взаимовыручка и поддержка.
Огромными плюсами клуба являются следующие.
• Концентрация разнообразной нужной информации. В клубе она собирается десятилетиями (а иногда это единичные уникальные источники или редкие переводные документы), тщательно изучается, фильтруется и используется. В одиночку вам придется этим заниматься неимоверно долго.
• Полезные связи. Вы представляете, со сколькими людьми в процессе создания образа, поездок на фестивали и просто поиска информации придется общаться? С десятками. В клубе эти связи уже наработаны за счет определенного времени существования и авторитета, а в одиночку придется искать контакты с нуля и доказывать свою заинтересованность, чтобы с вами захотели поделиться информацией, умениями и ресурсами. К тому же можно столкнуться с неприятными мелочами вроде того, что нужный мастер, к примеру, откажется заниматься несколькими пуговицами или одним галуном – ведь гораздо выгоднее взяться за крупный заказ вроде нескольких комплектов сразу.
• Имя в реконструкторском мире. Согласитесь: приятнее, когда вас воспринимают на поле боя и в лагере как члена уважаемого и известного сообщества, чем как никому неизвестную и пока непонятную единицу.
• В клубе вам помогут в минимальные сроки создать исторический комплект одежды, амуниции и бытовой утвари. Здесь вовремя проинформируют о предстоящих мероприятиях, на льготных условиях вывезут на фестиваль. Предоставят всю необходимую информацию и сведут с нужными людьми. Помогут повысить уровень владения оружием, верховой езды или строевой подготовки.
Права и обязанности членов, а также порядок взысканий и поощрений заметно различаются в разных клубах, поэтому этот вопрос здесь подробно рассматривать не будем. На время проведения крупных сражений и фестивалей клубы для большего соответствия реалиям сражения часто объединяются в единое формирование с одним командиром, как правило, назначаемым ассоциацией (рис. 24).

Рис. 24

Сегодня на территории СНГ насчитывается более 80 реконструкторских клубов по наполеонике. В конце книги приведен подробный перечень самых активных из них с описаниями и координатами. Вот так, например, выглядел полный утвержденный список военно-исторических объединений, клубов и групп реконструкции – участников международного военно-исторического Праздника «День Бородино-2010» (рис. 25–27).
Российская армия
ВИК «Штаб» (Москва)
ПЕХОТА
• ЛГ Преображенский полк – Алексей Рогатнев.
• ЛГ Семеновский полк – Константин Власов.
• ЛГ Литовский полк – Ульянов Илья.
• ЛГ Измайловский полк – Сергей Виноградов.
• ЛГ Финляндский – Валерий Климов.
• ЛГ Павловский полк.
• Гвардейский морской экипаж – Евгений Сороко.
• Флигель-рота – Михаил Преснухин.
• Астраханский и Фанагорийский гренадерские полки – Александр Попов.
• Московский гренадерский полк – Андрей Толкунов.
• Санкт-Петербургский гренадерский полк – Алексей Ананьин.
• Минский пехотный полк – Юрий Скарулис.
• Московский пехотный полк – Сергей Прокопович.
Московский пехотный полк – Сергей Шпагин.
Могилевский пехотный полк – Сергей Глузд.
Полоцкий пехотный полк – Виктор Пенза.
• Саратовский пехотный полк – Филипп Голубинов.
• Уфимский пехотный полк – Рамиль Рахимов.
• 20-й егерский полк – Дмитрий Ластовец.
• 21-й егерский полк – Сергей Прошин.
• 21/ 49-й егерский полк – Андрей Федоров.
• Московский драгунский полк – Вадим Гришунин.
• Нижегородский драгунский полк – Евгений Важдаев.
• Московское ополчение – Хатыб – Рустем Заде.
КАВАЛЕРИЯ
• ЛГ Драгунский полк – Евгений Бехарт.
• ЛГ Черноморская сотня – Андрей Лихоносов.
• Орденский Кирасирский полк – Владислав Цеглов.
• Новгородский Кирасирский полк – Павел Тимофеев.
• Польский уланский полк – Антон Кулемин.
• Литовский уланский полк – Сергей Уланович.
• Александрийский гусарский полк – Георгий Истомин.
• Ахтырский гусарский полк – Александр Михаленко.
• Белорусский гусарский полк – Александр Гончаров.
• Гродненский гусарский полк – Владимир Владиславлев.
• Гродненский гусарский полк – Владимир Киселев.
• Мариупольский гусарский полк – Валерий Климов.
• Павлоградский гусарский полк – Владимир Петров.
• Павлоградский гусарский полк – Владимир Ковшутин.
АРТИЛЛЕРИЯ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА
• Конная артиллерия – Вадим Гришунин.
• 1-й пионерный полк – Константин Сидоров.
• 2-й пионерный полк – Михаил Журуев.
Французская армия и союзные войска
ПЕХОТА
• 1-й полк гренадеров гвардии – Алексей Рощин.
• 1-й полк пеших егерей гвардии – Сергей Комлев.
• 1-й полк пеших егерей гвардии – Павел Суслов.
• Моряки гвардии – Алексей Носенко.
• 1-й морской – Олег Нельзин.
• 8-я полубригада – Илья Кудряшов.
• 18-й линейный (вольтижеры) – Наталья Кривцова.
• 32-й линейный – Александр Безруков.
• 33-й линейный – Дмитрий Сапранов.
• 6-й легкий – Вадим Зевлевер.
• 7-й легкий полк – Станислав Шестернев.
• 9-й легкий – Игорь Карпов.
• 15-й легкий полк – Эдуард Васильев.
• 2-й швейцарский – Александр Вилков.
• 18-й пехотный полк ВКЛ (вольтижеры) – Дмитрий Лаппо.
• 18-й пехотный полк ВКЛ (фузилеры) – Федор Михеев.
• 8-й конно-егерский – Дмитрий Андрюшин.
• 2-й восточно-прусский – Сергей Захарченко.
• Вюртембергская пехота – Владимир Ковшутин.
КАВАЛЕРИЯ
• 1-й карабинерный полк – Михаил Шмаевич.
• 5-й кирасирский полк – Алексей Рощин.
• 15-й драгунский полк – Илья Соколов.
• 3-й гусарский полк – Вадим Зевлевер.
• 4-й гусарский полк – Эдуард Жигалин.
• 6-й гусарский полк – Сергей Дороховский.
• 6-й польский уланский полк – Сергей Григорьев.
• 17-й уланский полк ВКЛ – Павел Калинков.
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.
_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.


Последний раз редактировалось: Андре (Вт Июн 05, 2018 12:21 ), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alex_s_ischenko
рядовой
рядовой

   

Зарегистрирован: 18.04.2012
Сообщения: 181
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Вт Дек 29, 2015 12:20     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Список содержит ошибки. Скажу только за своих.

Морской Гвардейский Экипаж - Малышев Л.А (собственно был всегда)
Ну и раздел ФЛОТ а не ПЕХОТА.

Наверное было бы интересно, что может предложить Нижний Новгород реконструкторам эпохи 1812 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Павел-драгун
рядовой
рядовой

   

Зарегистрирован: 26.09.2011
Сообщения: 107
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2015 15:37     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(Занудно) Рядовой состав Российских армии и флота (кроме казачьих частей) формировался в тот период в основном за счёт рекрутских наборов, которые распространялись на ВСЕХ (крепостных, государственных и пр.) крестьян и горожан-мещан. Дворяне рекрутчине не подлежали, их военная служба была добровольной. Однако создание ополчений в 1812 г. для центральных губерний было обязательным и сформированы они были в основном из помещичьих крестьян, под командой местных дворян.
_________________
Империя - это мир!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> Темы форума Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subGreen style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS