Список форумов НОВИК НОВИК
Нижегородское Объединение Военно-Исторических Клубов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Обувь в РИА и на флоте в период ПМВ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> Темы форума
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 11535
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2017 22:44     Заголовок сообщения: Обувь в РИА и на флоте в период ПМВ Ответить с цитатой

Обувь в РИА и на флоте в период ПМВ

Солдаты были обуты в высокие сапоги черного цвета из юфтовой (яловой) кожи; голенища сапог были более высокими, чем носят теперь солдаты, с большим количеством складок. У пехотинцев голенища были низкими, имели ровный (прямой) обрез

У кавалеристов голенище было выше и имело т. н. козырек, доводящий спереди до колени Кроме того, на кавалерийских и сапогах каблук был меньше по площади, чем у пехотинцев Это делалось для того, чтобы можно было надеть шпоры, так как широкий каблук потребовал Бы удлинения вилки шпор.

Казаки носили сапоги пехотного образца, потому что козырек был неудобен для заправки шаровар, а также и потому, что казаки шпор не носили, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский.

В 1915-16 гг. в армию были призваны большие контингенты запасных и новобранцев, из-за чего ощущалась нехватка обмундирования, и в пехоте подвились ботинки и обмотки (бинты). Солдатские ботинки делались из грубой черной кожи; фасон колодки был как и у высоких сапог. Вместо шнурков использовались сыромятные ремешки. Ботинки были цельными, без пришивного носка.

Обмотки изготовлялись из плотной хлопчатобумажной ткани защитного или серого цвета. Они пропускались сквозь катаное ушко на заднем шве ботинок, навивались вокруг ноги почти до колена и завязывались двумя тесемками на конце обмотки. Кроме солдат-запасников и вновь призванных, ботинки носили также некоторые кадровые солдаты, причем нередко поверх ботинок надевались голенища от старых сапог вместо обмоток! В 1917 г. появились английские коричневые ботинки и английские же шерстяные обмотки горчичного цвета, которые широко применялись в пехоте в годы гражданской войны.

Основным типом офицерской обуви были высокие сапоги. Они шились из черного шевро или хрома и были разнообразных фасонов как по колодке, таи и по форме голенища. Фасонов колодок было три: узкие, круглые и появившиеся во время войны т. н. "бульдоги" (с возвышением на носке). Голенища были на мягкой, обычно замшевой, подкладке, и твердом футере, т. е. с прокладной из жесткой кожи, идущей от верха голенища до гармошки. Верх голенища был прямым, либо с козырьком. Голенища были очень узкие - между ногой и голенищем нельзя было просунуть палец, поэтому надевание и снятие сапог было весьма длительным и мучительным делом. Надевались сапоги при помощи специальных крючков, зацепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальке или канифоль. Снять же сапоги офицер обычно не мог без помощи денщика и специального приспособления а виде дощечки с вырезом для каблука. При помощи дощечки нога выходила из голенища сапога, но застревала в подъеме голенища. Денщик становился спиной к офицеру и тянул сапог, а офицер другой ногой упирался в спину денщика и постепенно сапог снимался.

Сапоги являлись предметом особой заботы и щегольства офицеров армии Любопытно, что в мирное время для участия параде офицеры заказывали специальные сапоги, голенища которых зашивались на ноге. Снять такие сапоги было невозможно, и поэтому голенища распарывались на ноге после парада. В отличие от современных высоких сапог, офицерские сапоги имели голенища, сшитые по икре, поэтому правые и левые голенища были разной формы (для этого делались специальные колодки для голенищ - на правую и левую ногу). Во фронтовых условиях офицерские сапоги оказались крайне неудобными. Сапоги на твердом футере вообще перестали носить, а голенища сапог на мягкой подкладке стали делать с застежкой на два ремешка (сзади или сбоку) или на шнуровке. Такие сапоги хорошо сидели на ноге, их легко было надеть и снять. Офицерские сапоги имели небольшой по площади, довольно высокий, сзади скошенный каблук Скошенность давала возможность шпоре "падать" с каблука, что считалось шиком. При высоких сапогах шпоры носились только на ремешках

Также при брюках на выпуск носили черные штиблеты на резинке. Во время войны они почти вышли из употребления. Носили их преимущественно военные врачи и чиновники. Штиблеты имели цельную головку (без пришивного носка) Шпоры на штиблетах носили т. н. винтовые или накаблучные. Они прикреплялись к задку каблука при помощи специального острия, находящегося внутри вилки шпоры, а концы вилки привинчивались к бокам каблука. Шпоры на ремешке со штиблетами не носили,

В 1916-1917 гг. появились и широко распространились ботинки с крагами. Сначала их носили офицеры авиации и автоброневых войск, а потом стали носить и штабные и пехотные офицеры, чиновники разного рода военизированных учреждений, а также гражданские лица, носившие бриджи. В крагах, например, ходил и глава Временного правительства России - А.Ф.Керенский. Ботинки с крагами были на шнуровке, часто с носком фасона "бульдог". Краги представляли собой как бы точный слепок икры. Делались они из толстой кожи или из хрома, наклеенного на толстую кожу. Спереди имели разрез, застегивались при помощи специальных железных пластинок, вшитых в кожу, и, кроме того, затягивались наверху ремешками на пряжке. Был еще тип краг, поверх которых обвивался ремень, стягивающий крагу на ноге. В 1917 г-стали появляться краги коричневого цвета (их носили с коричневыми ботинками). Шпоры при ботинках с крагами не носили

В то же время появились высокие ботинки на шнуровке. Они были распространены гораздо меньше краг. Носили их преимущественно офицеры авиации, автомобильных и мотоциклетных войск. Ботинки были черные и коричневые. Носы ботинок были пришивные, чаще всего фасона "бульдог", некоторые ботинки имели по верху голенища пришитый кожаный манжет, застегивающийся на два ремешка с пряжками, назначением которого было закрыть завязки шнурков С высокими ботинками шпор не носили.

Зимой на фронте офицеры носили теплую обувь, чаще всего это были фетровые валенки кофейного или белого цвета, с обшитыми коричневой кожей носками и задниками. Валенки были и цельные и сшитые из войлока. В таком случае спереди и сзади они обшивались по шву кожаным узким ремешком. Носили также бурки - кавказские теплые сапоги, сшитые из черного войлока с начесом (из такого войлока делались кавказские войлочные плащи без рукавов - бурки, отсюда название перешло на обувь). Головки бурок обшивались поверх войлока черной мягкой кожей. Валенки и бурки носили при бекеше, реже при шинели.

Уставной обувью матросов были высокие сапоги пехотного образца, нa корабле матросы носили сапоги под брюки навыпуск. В строю, на суше (парады, десант) брюки вправлялись в сапоги. В тех случаях, когда матросы надевали робы, вместе с ними надевались грубые ботинки без пришивного носка. Ботинки на шнуровке у матросов появились после Февральской революции 1917 г.

Офицеры военного флота при брюках на выпуск носили либо черные штиблеты на резинке, либо Ботинки на шнуровке с пришитым носком при белых брюках были парусиновые белые полуботинки - туфли. На суше (на парадах или при десантных операциях) носили высокие сапоги пехотного образца с прямым обрезом голенища. Если флотский офицер ехал верхом, то на сапоги надевались шпоры. В пешем строю шпор не носили.

Носить высокие сапоги на шнуровке и ботинки с крагами у морских офицеров было не принято.

Перед 1-й Мировой войной в русской армии циркуляром Главного штаба №103 от 6 мая 1309 г, был введем новый тип сапог, так называемого "образца 1908 г.". Высота голенищ нового образца была установлена: для гвардии - 49 см, а для армии - 45 см, считая от верхнего края каблука, то есть, уменьшена по сравнению с прежним образцом 1399 г Каблук полагался прямой, высотой около 2 См; покрой был изменен: в новом образце голенища стали сшивать одним швом сзади (в предыдущем они имели два шва по бокам). Спереди, на месте сшива голенища с передом, появился мысок или "стрелка" (раньше на этом месте был простой шов, либо перед был тянутым заодно с передней половинкой голенища - такие сапоги назывались "крюки" и особенно ценились в простонародье). Значительно были повышены требования к качеству сапожного товара, в первую очередь для увеличения прочности и долговечности сапог. Внутри верхней части голенищ была установлена подшивка из тонкой юфтевой кожи высотой 22 см). В результате вместо двухшовного сапога с довольно тонкой подошвой и мягкими голенищами, образующими многочисленные "сборы" или "гармошку", солдатский сапог именно с этого времени принял фасон, продержавшийся с незначительными изменениями до наших дней.

Однако имевшиеся на интендантских складах запасы сапожного товара старого образца, разумеется, выдавались до полного израсходования, и поэтому в войсках могли соседствовать в одно и то же время сапоги различных фасонов.

Кавалерийский сапог, согласно описаний 1899 и 1909 гг. различался с пехотным незначительно: если в пехоте вторая, короткая подошва (попуподошва или стелька) подшивалась поверх длинной, то в кавалерии - под ней, между подошвой и передом; кроме того, на заднике прикреплялся нашпорник - кусочек подошвенной кожи, выступающий на 5-6 мм. Высота голенища в 1909 г. равнялась 45 см Сапоги для гусарских полков шились по особому образцу.

Начиная с 1907 г. войсковые части должны были прекратить пошив обмундирования и обуви своими силами и полностью перейти к получению готовых "мундирных вещей" от Интендантства. Сделано было лишь одно исключение - пошив сапог в кавалерии по-прежнему должен был осуществляться в полках, из товара, купленного на выданные для этой цели деньги Эта "лазейка" давала возможность улучшить качество пошива сапог по сравнению с пехотой, но она же могла способствовать появлению многих не узаконенных официальными документами особенностей (более высоких каблуков и голенищ, голенищ с козырьками и т.п.)

Высота голенищ могла варьировать еще и по другой причине: при поступлении на службу солдат получал 2 пары сапог и в каждой - запасные стельки и переда (до 1906 г - только к одной паре); понятно, что переда и подошвы снашивались быстрее голенищ, а при замене их на новые высота голенища уменьшалась как бы "естественным путем".

Ну и конечно нельзя сбрасывать со счетов законное желание солдата выглядеть как можно более щеголевато, особенно при "увольнении со двора". Изучение фотоматериалов позволяет утверждать, что пошив нижними чинами особых "выходных" сапог за свой счет был вовсе не редким явлением, причем официально утвержденного фасона при этом могли и не придерживаться.

В военное же время наблюдалось явление, а некотором смысле обратное Многие современники утверждают, что сплошь и рядом солдат из двух полученных пар сапог одну по дороге на фронт продавал, в расчете что в случае надобности ему все равно выдадут новые. Известный генерал А.А.Брусилов писал: "... к 1917 г. ...чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах... Такую денежную операцию некоторые искусники умудрялись делать 2-3 раза". Это и было одной из причин нехватки обуви в Действующей армии Интендантские склады начинают требовать непременной сдачи сношенных сапог при получении новых. Уже в начале 1915 г узаконена выдача войскам чиненых сапог, сапог с брезентовыми голенищами и ботинок с обмотками (например, приказ Главнокомандующего Западным фронтом №1158 от 1915 г. со ссылкой на Высочайшее соизволение от 13 января).

Что касается фасона сапог, то главным интендантом дважды, 28 сентября 1914 г. и 24 июля 1915 г. утверждались изменения в описании шитья сапог образца 1908 г., не менявшие, впрочем, главных их особенностей, а сводившиеся к упрощению шитья, снижению требований к качеству товара и уменьшению числа размеров Этим мыслилось облегчить задачу многочисленных мелких кустарных и частных мастерских и цехов, привлеченных в военное время к срочному обеспечению обувью все разраставшейся армии. Несмотря на это, уже летом 1916 г. в приказах армиям Западного фронта указывалось: начальник штаба Верховного главнокомандующего пришел к заключению, что сапоги изготовленные кустарями и так называемыми общественными организациями вообще не соответствуют установленным интендантством условиям, пошиты попросту, как Обыкновенный рыночный товар и из среднего, а то и низкого качества кожи (приказ №3683 от 7 июня), В связи с этим подобные сапоги предписывалось выдавать для носки летом и осенью, дабы сапоги лучшего качества оберечь на зиму. Войсковым частям вообще запрещено было браковать и возвращать сапоги и ботинки, и указывалось, что с изданием приказа по Военному ведомству №553 от 1914 г. (отменявшего сроки носки вещей и вводившего принцип снабжения "по потребности) браковка потеряла свой смысл. Следовало брать, что дают, носить, сколько получится, а затем, по освидетельствовании негодным вещей командиром дивизии, получать взамен новые. При этом напоминалось, что ввиду возрастающей нехватки кожевенного сырья " ..необходимо мириться с вещами среднего качества .."

Все большее распространение в войсках получают ботинки, в том числе, носимые с крагами. Особенно часто этот вид обуви использовался на завершающем этапе войны (а первую очередь среди офицеров), но появились Ботинки с крагами в армии раньше, еще в мирное время. При утверждении формы одежды для авиационных частей (приказ по Военному ведомству №4 от 3 января 1914 г.) эта обувь официально была введена для офицеров-летчиков, причем даже при парадной форме.

Порядок им изготовления с приложением чертежей подробно изложен в приказе войскам: Юго-Западного фронта №1642 от 6 октября 1916 г

Нехватка сапог вновь поставила на повестку дня вопрос об употреблении войсками вне строя и какой-либо легкой обуви "в подспорье сапогам", для вящего сбережения как их самих, так и солдатских ног. В мирное время этот вопрос поднимался неоднократно, но окончательно решен не был. Во время войны во многих частях стали использовать шкуры порционного скота дня изготовления примитивных кожаных лаптей, подобным тем. какие наши солдаты употребляли во время похода в Болгарию 1677-78 гг. в подражание местным крестьянам, под названием вопанка. Именно так они названы в приказании по 48-Й пехотной дивизии от 28 декабря 1914 г. Однако в другом описании с подробным чертежом, разосланным по войскам летом 1916 г., они называются и каламанами - легкой кавказской обувью, проектом интенданта 20-й пехотной дивизии подполковника Асатиани, одобренном Военным министром и начальником штаба верховного главнокомандующего. В других документах они названы "котами" туфлями и т.д. Кроме этого, войска плели на отдыхе обычные лапти из лыка, опорки, изготавливали деревянные башмаки и т. п. В тыловых частях и запасных батальонах изготавливали и носили сапоги и ботинки на деревянной подошве.

Авторы: С. Прищепа, рисунки В. Павлова. Использованы материалы Я. Ривоша





_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 11535
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2017 22:51     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> Темы форума Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subGreen style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS