Список форумов НОВИК НОВИК
Нижегородское Объединение Военно-Исторических Клубов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Солдат Русской Императорской Армии, Обувь .

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> Темы форума
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 9271
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Дек 29, 2017 23:29     Заголовок сообщения: Солдат Русской Императорской Армии, Обувь . Ответить с цитатой

Солдат Русской Императорской Армии, Обувь .

Солдаты были обуты в высокие сапоги черного цвета из юфтовой (яловой) кожи; голенища сапог были более высокими, чем носят теперь солдаты, с большим количеством складок. У пехотинцев голенища были низкими, имели ровный (прямой) обрез

У кавалеристов голенище было выше и имело т. н. козырек, доводящий спереди до колени Кроме того, на кавалерийских и сапогах каблук был меньше по площади, чем у пехотинцев Это делалось для того, чтобы можно было надеть шпоры, так как широкий каблук потребовал Бы удлинения вилки шпор.

Казаки носили сапоги пехотного образца, потому что козырек был неудобен для заправки шаровар, а также и потому, что казаки шпор не носили, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский.

В 1915-16 гг. в армию были призваны большие контингенты запасных и новобранцев, из-за чего ощущалась нехватка обмундирования, и в пехоте подвились ботинки и обмотки (бинты). Солдатские ботинки делались из грубой черной кожи; фасон колодки был как и у высоких сапог. Вместо шнурков использовались сыромятные ремешки. Ботинки были цельными, без пришивного носка.

Обмотки изготовлялись из плотной хлопчатобумажной ткани защитного или серого цвета. Они пропускались сквозь катаное ушко на заднем шве ботинок, навивались вокруг ноги почти до колена и завязывались двумя тесемками на конце обмотки. Кроме солдат-запасников и вновь призванных, ботинки носили также некоторые кадровые солдаты, причем нередко поверх ботинок надевались голенища от старых сапог вместо обмоток! В 1917 г. появились английские коричневые ботинки и английские же шерстяные обмотки горчичного цвета, которые широко применялись в пехоте в годы гражданской войны.

Основным типом офицерской обуви были высокие сапоги. Они шились из черного шевро или хрома и были разнообразных фасонов как по колодке, таи и по форме голенища. Фасонов колодок было три: узкие, круглые и появившиеся во время войны т. н. "бульдоги" (с возвышением на носке). Голенища были на мягкой, обычно замшевой, подкладке, и твердом футере, т. е. с прокладной из жесткой кожи, идущей от верха голенища до гармошки. Верх голенища был прямым, либо с козырьком. Голенища были очень узкие - между ногой и голенищем нельзя было просунуть палец, поэтому надевание и снятие сапог было весьма длительным и мучительным делом. Надевались сапоги при помощи специальных крючков, зацепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальке или канифоль. Снять же сапоги офицер обычно не мог без помощи денщика и специального приспособления а виде дощечки с вырезом для каблука. При помощи дощечки нога выходила из голенища сапога, но застревала в подъеме голенища. Денщик становился спиной к офицеру и тянул сапог, а офицер другой ногой упирался в спину денщика и постепенно сапог снимался.

Сапоги являлись предметом особой заботы и щегольства офицеров армии Любопытно, что в мирное время для участия параде офицеры заказывали специальные сапоги, голенища которых зашивались на ноге. Снять такие сапоги было невозможно, и поэтому голенища распарывались на ноге после парада. В отличие от современных высоких сапог, офицерские сапоги имели голенища, сшитые по икре, поэтому правые и левые голенища были разной формы (для этого делались специальные колодки для голенищ - на правую и левую ногу). Во фронтовых условиях офицерские сапоги оказались крайне неудобными. Сапоги на твердом футере вообще перестали носить, а голенища сапог на мягкой подкладке стали делать с застежкой на два ремешка (сзади или сбоку) или на шнуровке. Такие сапоги хорошо сидели на ноге, их легко было надеть и снять. Офицерские сапоги имели небольшой по площади, довольно высокий, сзади скошенный каблук Скошенность давала возможность шпоре "падать" с каблука, что считалось шиком. При высоких сапогах шпоры носились только на ремешках

Также при брюках на выпуск носили черные штиблеты на резинке. Во время войны они почти вышли из употребления. Носили их преимущественно военные врачи и чиновники. Штиблеты имели цельную головку (без пришивного носка) Шпоры на штиблетах носили т. н. винтовые или накаблучные. Они прикреплялись к задку каблука при помощи специального острия, находящегося внутри вилки шпоры, а концы вилки привинчивались к бокам каблука. Шпоры на ремешке со штиблетами не носили,

В 1916-1917 гг. появились и широко распространились ботинки с крагами. Сначала их носили офицеры авиации и автоброневых войск, а потом стали носить и штабные и пехотные офицеры, чиновники разного рода военизированных учреждений, а также гражданские лица, носившие бриджи. В крагах, например, ходил и глава Временного правительства России - А.Ф.Керенский. Ботинки с крагами были на шнуровке, часто с носком фасона "бульдог". Краги представляли собой как бы точный слепок икры. Делались они из толстой кожи или из хрома, наклеенного на толстую кожу. Спереди имели разрез, застегивались при помощи специальных железных пластинок, вшитых в кожу, и, кроме того, затягивались наверху ремешками на пряжке. Был еще тип краг, поверх которых обвивался ремень, стягивающий крагу на ноге. В 1917 г-стали появляться краги коричневого цвета (их носили с коричневыми ботинками). Шпоры при ботинках с крагами не носили

В то же время появились высокие ботинки на шнуровке. Они были распространены гораздо меньше краг. Носили их преимущественно офицеры авиации, автомобильных и мотоциклетных войск. Ботинки были черные и коричневые. Носы ботинок были пришивные, чаще всего фасона "бульдог", некоторые ботинки имели по верху голенища пришитый кожаный манжет, застегивающийся на два ремешка с пряжками, назначением которого было закрыть завязки шнурков С высокими ботинками шпор не носили.

Зимой на фронте офицеры носили теплую обувь, чаще всего это были фетровые валенки кофейного или белого цвета, с обшитыми коричневой кожей носками и задниками. Валенки были и цельные и сшитые из войлока. В таком случае спереди и сзади они обшивались по шву кожаным узким ремешком. Носили также бурки - кавказские теплые сапоги, сшитые из черного войлока с начесом (из такого войлока делались кавказские войлочные плащи без рукавов - бурки, отсюда название перешло на обувь). Головки бурок обшивались поверх войлока черной мягкой кожей. Валенки и бурки носили при бекеше, реже при шинели.

Уставной обувью матросов были высокие сапоги пехотного образца, нa корабле матросы носили сапоги под брюки навыпуск. В строю, на суше (парады, десант) брюки вправлялись в сапоги. В тех случаях, когда матросы надевали робы, вместе с ними надевались грубые ботинки без пришивного носка. Ботинки на шнуровке у матросов появились после Февральской революции 1917 г.

Офицеры военного флота при брюках на выпуск носили либо черные штиблеты на резинке, либо Ботинки на шнуровке с пришитым носком при белых брюках были парусиновые белые полуботинки - туфли. На суше (на парадах или при десантных операциях) носили высокие сапоги пехотного образца с прямым обрезом голенища. Если флотский офицер ехал верхом, то на сапоги надевались шпоры. В пешем строю шпор не носили.

Носить высокие сапоги на шнуровке и ботинки с крагами у морских офицеров было не принято.

Перед 1-й Мировой войной в русской армии циркуляром Главного штаба №103 от 6 мая 1309 г, был введем новый тип сапог, так называемого "образца 1908 г.". Высота голенищ нового образца была установлена: для гвардии - 49 см, а для армии - 45 см, считая от верхнего края каблука, то есть, уменьшена по сравнению с прежним образцом 1399 г Каблук полагался прямой, высотой около 2 См; покрой был изменен: в новом образце голенища стали сшивать одним швом сзади (в предыдущем они имели два шва по бокам). Спереди, на месте сшива голенища с передом, появился мысок или "стрелка" (раньше на этом месте был простой шов, либо перед был тянутым заодно с передней половинкой голенища - такие сапоги назывались "крюки" и особенно ценились в простонародье). Значительно были повышены требования к качеству сапожного товара, в первую очередь для увеличения прочности и долговечности сапог. Внутри верхней части голенищ была установлена подшивка из тонкой юфтевой кожи высотой 22 см). В результате вместо двухшовного сапога с довольно тонкой подошвой и мягкими голенищами, образующими многочисленные "сборы" или "гармошку", солдатский сапог именно с этого времени принял фасон, продержавшийся с незначительными изменениями до наших дней.

Однако имевшиеся на интендантских складах запасы сапожного товара старого образца, разумеется, выдавались до полного израсходования, и поэтому в войсках могли соседствовать в одно и то же время сапоги различных фасонов.

Кавалерийский сапог, согласно описаний 1899 и 1909 гг. различался с пехотным незначительно: если в пехоте вторая, короткая подошва (попуподошва или стелька) подшивалась поверх длинной, то в кавалерии - под ней, между подошвой и передом; кроме того, на заднике прикреплялся нашпорник - кусочек подошвенной кожи, выступающий на 5-6 мм. Высота голенища в 1909 г. равнялась 45 см Сапоги для гусарских полков шились по особому образцу.

Начиная с 1907 г. войсковые части должны были прекратить пошив обмундирования и обуви своими силами и полностью перейти к получению готовых "мундирных вещей" от Интендантства. Сделано было лишь одно исключение - пошив сапог в кавалерии по-прежнему должен был осуществляться в полках, из товара, купленного на выданные для этой цели деньги Эта "лазейка" давала возможность улучшить качество пошива сапог по сравнению с пехотой, но она же могла способствовать появлению многих не узаконенных официальными документами особенностей (более высоких каблуков и голенищ, голенищ с козырьками и т.п.)

Высота голенищ могла варьировать еще и по другой причине: при поступлении на службу солдат получал 2 пары сапог и в каждой - запасные стельки и переда (до 1906 г - только к одной паре); понятно, что переда и подошвы снашивались быстрее голенищ, а при замене их на новые высота голенища уменьшалась как бы "естественным путем".

Ну и конечно нельзя сбрасывать со счетов законное желание солдата выглядеть как можно более щеголевато, особенно при "увольнении со двора". Изучение фотоматериалов позволяет утверждать, что пошив нижними чинами особых "выходных" сапог за свой счет был вовсе не редким явлением, причем официально утвержденного фасона при этом могли и не придерживаться.

В военное же время наблюдалось явление, а некотором смысле обратное Многие современники утверждают, что сплошь и рядом солдат из двух полученных пар сапог одну по дороге на фронт продавал, в расчете что в случае надобности ему все равно выдадут новые. Известный генерал А.А.Брусилов писал: "... к 1917 г. ...чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах... Такую денежную операцию некоторые искусники умудрялись делать 2-3 раза". Это и было одной из причин нехватки обуви в Действующей армии Интендантские склады начинают требовать непременной сдачи сношенных сапог при получении новых. Уже в начале 1915 г узаконена выдача войскам чиненых сапог, сапог с брезентовыми голенищами и ботинок с обмотками (например, приказ Главнокомандующего Западным фронтом №1158 от 1915 г. со ссылкой на Высочайшее соизволение от 13 января).

Что касается фасона сапог, то главным интендантом дважды, 28 сентября 1914 г. и 24 июля 1915 г. утверждались изменения в описании шитья сапог образца 1908 г., не менявшие, впрочем, главных их особенностей, а сводившиеся к упрощению шитья, снижению требований к качеству товара и уменьшению числа размеров Этим мыслилось облегчить задачу многочисленных мелких кустарных и частных мастерских и цехов, привлеченных в военное время к срочному обеспечению обувью все разраставшейся армии. Несмотря на это, уже летом 1916 г. в приказах армиям Западного фронта указывалось: начальник штаба Верховного главнокомандующего пришел к заключению, что сапоги изготовленные кустарями и так называемыми общественными организациями вообще не соответствуют установленным интендантством условиям, пошиты попросту, как Обыкновенный рыночный товар и из среднего, а то и низкого качества кожи (приказ №3683 от 7 июня), В связи с этим подобные сапоги предписывалось выдавать для носки летом и осенью, дабы сапоги лучшего качества оберечь на зиму. Войсковым частям вообще запрещено было браковать и возвращать сапоги и ботинки, и указывалось, что с изданием приказа по Военному ведомству №553 от 1914 г. (отменявшего сроки носки вещей и вводившего принцип снабжения "по потребности) браковка потеряла свой смысл. Следовало брать, что дают, носить, сколько получится, а затем, по освидетельствовании негодным вещей командиром дивизии, получать взамен новые. При этом напоминалось, что ввиду возрастающей нехватки кожевенного сырья " ..необходимо мириться с вещами среднего качества .."

Все большее распространение в войсках получают ботинки, в том числе, носимые с крагами. Особенно часто этот вид обуви использовался на завершающем этапе войны (а первую очередь среди офицеров), но появились Ботинки с крагами в армии раньше, еще в мирное время. При утверждении формы одежды для авиационных частей (приказ по Военному ведомству №4 от 3 января 1914 г.) эта обувь официально была введена для офицеров-летчиков, причем даже при парадной форме.

Порядок им изготовления с приложением чертежей подробно изложен в приказе войскам: Юго-Западного фронта №1642 от 6 октября 1916 г

Нехватка сапог вновь поставила на повестку дня вопрос об употреблении войсками вне строя и какой-либо легкой обуви "в подспорье сапогам", для вящего сбережения как их самих, так и солдатских ног. В мирное время этот вопрос поднимался неоднократно, но окончательно решен не был. Во время войны во многих частях стали использовать шкуры порционного скота дня изготовления примитивных кожаных лаптей, подобным тем. какие наши солдаты употребляли во время похода в Болгарию 1677-78 гг. в подражание местным крестьянам, под названием вопанка. Именно так они названы в приказании по 48-Й пехотной дивизии от 28 декабря 1914 г. Однако в другом описании с подробным чертежом, разосланным по войскам летом 1916 г., они называются и каламанами - легкой кавказской обувью, проектом интенданта 20-й пехотной дивизии подполковника Асатиани, одобренном Военным министром и начальником штаба верховного главнокомандующего. В других документах они названы "котами" туфлями и т.д. Кроме этого, войска плели на отдыхе обычные лапти из лыка, опорки, изготавливали деревянные башмаки и т. п. В тыловых частях и запасных батальонах изготавливали и носили сапоги и ботинки на деревянной подошве.

Авторы: С. Прищепа, рисунки В. Павлова. Использованы материалы Я. Ривоша


Фото обуви нижних чинов РИА


_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андре
Администрация

   

Зарегистрирован: 06.09.2011
Сообщения: 9271
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Дек 29, 2017 23:34     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВОЙНА БЕЗ САПОГ.
Что такое обмотки и почему русской армии пришлось переобуваться на дорогах Великой войны
«Сапог русского солдата» — за века отечественной истории это выражение стало почти идиомой. В разные времена эти сапоги топтали улицы Парижа, Берлина, Пекина и многих других столиц. Но для Первой мировой войны слова про «солдатский сапог» стали явным преувеличением — в 1915–1917 годах большинство солдат Русской императорской армии сапог уже не носили.

Даже далекие от военной истории люди по старым фотографиям и кадрам кинохроники — причем не только Первой мировой, но и Великой отечественной войны — помнят диковинные для XXI века «бинты» на ногах солдат. Более продвинутые помнят, что такие бинты именуются обмотками. Но мало кто знает, как и почему появился этот странный и давно исчезнувший предмет армейской обуви. И почти никто не знает, как их носили и зачем они были нужны.

Сапог образца 1908 года

На мировую войну армия Российской империи пошагала в так называемых «сапогах для нижних чинов образца 1908 года». Его стандарт был утвержден циркуляром Главного штаба № 103 от 6 мая 1909 года. Фактически этот документ утвердил тот тип и покрой солдатского сапога, который просуществовал весь XX век и поныне, уже второе столетие все еще состоит «на вооружении» российской армии.

Только если в Великую отечественную, Афганскую или Чеченские войны этот сапог шился, в основном, из искусственной кожи-«кирзы», то в момент своего рождения он делался исключительно из яловой кожи или юфти. Накануне Первой мировой войны химическая наука и промышленность еще не создали синтетические материалы, из которых делается значительная часть нынешней одежды и обуви.

Пришедший из далекой древности термин «яловый» в славянских языках обозначал не дававших или еще не давших приплод животных. Яловая кожа для солдатских сапог изготовлялась из шкур годовалых бычков или еще нерожавших коров. Такая кожа была оптимальной для долговечной и удобной обуви. Более старые или молодые животные не годились — нежная кожа телят была еще недостаточно прочна, а толстые шкуры старых коров и быков, наоборот, слишком жестки.

Хорошо обработанная — тюленьим салом (ворванью) и березовым дегтем — разновидность яловой кожи именовалась юфтью. Любопытно, что это средневековое русское слово перешло во все основные европейские языки. Французское youfte, английское yuft, голландское jucht, немецкое juchten происходят именно от русского термина «юфть», заимствованного восточнославянскими племенами, в свою очередь, от древних булгар. В Европе «юфть» часто именовали просто русской кожей — еще со времен Новгородской республики именно русские земли были основным экспортером выделанной кожи.


К началу XX века Российская империя, не смотря на все успехи промышленного развития, оставалась прежде всего сельскохозяйственной страной. По статистике 1913 года, на просторах империи паслось 52 миллиона голов крупного рогатого скота и ежегодно рождалось около 9 млн телят. Это позволяло полностью обеспечить кожаными сапогами всех солдат и офицеров русской армии, которых накануне Великой войны по штатам мирного времени насчитывалось 1 млн 423 тысяч человек.

Кожаный сапог русского солдата образца 1908 года имел голенище высотой 10 вершков (около 45 сантиметров), считая от верхнего края каблука. Для гвардейских полков голенища были на 1 вершок (4,45 см) длиннее.

Голенище сшивалось одним швом сзади. Это была новая для того времени конструкция — прежний солдатский сапог шился еще по образцу сапог русского средневековья и заметно отличался от современного. Например, голенища у такого сапога были более тонкими, сшивались двумя швами по бокам и по всему голенищу собирались в гармошку. Именно такие сапоги, напоминавшие обувь стрельцов еще допетровской эпохи, были популярны у зажиточных крестьян и мастеровых в России на рубеже XIX-XX веков.

Солдатский сапог нового образца при соблюдении всех технологий был чуть более прочным, чем прежний. Неслучайно эта конструкция, сменив лишь материалы на более современные, сохранялась практически до наших дней.

Циркуляр Главного штаба № 103 от 6 мая 1909 года строго регламентировал изготовление и все материалы солдатского сапога, вплоть до веса кожаных стелек — «при 13 % влажности» в зависимости от размеров они должны были весить от 5 до 11 золотников (от 21,33 до 46,93 гр.). Кожаная подошва солдатского сапога крепилась двумя рядами деревянных шпилек — их длину, расположение и способ крепления так же по пунктам регламентировал Циркуляр № 103.
Каблук был прямой, высотой 2 см, он крепился железными шпильками — от 50 до 65 штук — в зависимости от размера. Всего же устанавливалось 10 размеров солдатских сапог по длине ступни и три размера (А, Б, В) по ширине. Любопытно, что самый маленький размер солдатского сапога образца 1908 года соответствовал современному 42 размеру — сапоги носились не на тонкий носок, а на почти исчезнувшую из нашего быта портянку.

В мирное время за год рядовому выдавалось пара сапог и три пары портянок. Поскольку в сапоге изнашивается прежде всего подметки и подошвы, то их на год полагалось два комплекта, а голенища менялись только раз в год.

В теплое время года солдатские портянки были «холщевые» — из льняного или конопляного холста, а с сентября по февраль солдату выдавались «суконные» — из шерстяной или полушерстяной ткани.

Полмиллиона на гуталин

Оптом на закупку кожаного сырья и пошив одной пары солдатских сапог накануне 1914 года царская казна тратила 1 рубль 15 копеек. По уставу сапоги должны были быть черного цвета, кроме того, натуральная сапожная кожа при интенсивной эксплуатации требовала регулярной смазки. Поэтому на чернение и первичную смазку сапог казна выделяла 10 копеек. Итого по оптовой цене солдатские сапоги обходились Российской империи в сумму 1 рубль 25 копеек пара — примерно в два раза дешевле, чем стоила пара простых кожаных сапог в розницу на рынке.

Офицерские сапоги были почти в 10 раз дороже солдатских, отличаясь и фасоном, и материалом. Шились они индивидуально, обычно из более дорогой и качественной козлиной «хромовой» (то есть особым образом выделанной) кожи. Такие хромовые сапоги, по сути, были развитием знаменитых в русском средневековье сафьяновых сапог. Накануне 1914 года простые офицерские хромовые сапоги стоили от 10 рублей за пару, парадные — около 20 рублей.

Кожаные сапоги тогда обрабатывали ваксой или гуталином — смесью сажи, воска, растительных и животных масел и жиров. Например, каждому солдату и унтер-офицеру в год полагалось 20 копеек «на смазку и чернение сапог». Поэтому только на смазку сапог «нижних чинов» армии Российская империя ежегодно тратила почти 500 тыс. рублей.

Любопытно, что, согласно Циркуляру Главного штаба № 51 от 1905 года, для смазки армейских сапог рекомендовалась вакса, производившаяся в России на фабриках немецкой фирмы Фридриха Баера — это химическая и фармацевтическая фирма и ныне хорошо известна под логотипом Bayer AG. Напомним, что до 1914 года почти все химические заводы и фабрики в Российской империи принадлежали немецкому капиталу.

Всего же накануне войны на солдатские сапоги царская казна тратила ежегодно порядка 3 млн рублей. Для сравнения, бюджет всего Министерства иностранных дел был лишь в 4 раза больше.

«Будут обсуждать положение в стране и требовать конституцию»

Вплоть до середины XX века любая война была делом армий, передвигавшихся, в основном, «на своих двоих». Искусство пешего марша было важнейшей составляющей победы. И, естественно, главные нагрузки выпадали на ноги солдат.

И поныне обувь на войне один из самых расходных предметов наряду с оружием, боеприпасами и человеческими жизнями. Даже когда солдат не участвует в боях, на различных работах и просто в полевых условиях он прежде всего «тратит» обувь.
Особенно остро вопрос снабжения обувью встал в эпоху появления массовых призывных армий. Уже в русско-японскую войну 1904—1905 годов, когда Россия впервые за свою историю сосредоточила на одном из дальних фронтов полмиллиона солдат, армейские интенданты заподозрили, что в случае затягивания войны армии угрожает дефицит сапог. Поэтому накануне 1914 года тыловики собрали на складах 1,5 млн пар новых сапог. Вместе с 3 млн пар сапог, хранившихся и использовавшихся непосредственно в армейских частях, это давало внушительную цифру, успокоившую командование. Никто в мире тогда не предполагал, что будущая война затянется на годы и опрокинет все расчеты по расходу боеприпасов, оружия, человеческих жизней и сапог, в частности.

Уже к концу августа 1914 года в России из запаса призвали 3 млн 115 тысяч «нижних чинов», до конца года мобилизовали еще 2 млн человек. Отправлявшимся на фронт полагалось две пары сапог — одна непосредственно на ноги и вторая запасная. В результате уже к концу 1914 года запасы сапог иссякли не только на складах, но и на внутреннем рынке страны. По прогнозам же командования, в новых условиях на 1915 год, с учетом потерь и расходов, требовалось уже не менее 10 млн пар сапог, взять которые было неоткуда.

До войны производством обуви в России занималась исключительно кустарная промышленность, тысячи мелких ремесленных фабрик и отдельных сапожников, разбросанных по всей стране. В мирное время они справлялись с армейскими заказами, но системы мобилизации сапожников для выполнения новых огромных армейских заказов в условиях военного времени не было даже в замыслах.

Генерал-майор Александр Лукомский, начальник мобилизационного отдела Генерального штаба российской армии, позднее так вспоминал об этих проблемах: «Невозможность удовлетворить потребности армии средствами отечественной промышленности определилась как-то неожиданно для всех, не исключая и интендантского ведомства. Оказался недостаток кож, недостаток дубильных веществ для их выделки, недостаток мастерских, недостаток рабочих рук сапожников. Но все это произошло от отсутствия правильной организации. На рынке кож не хватало, а на фронте сгнивали сотни тысяч кож, снимавшихся со скота, употреблявшегося в пищу для армии... Заводы для приготовления дубильных веществ, если бы об этом подумали своевременно, нетрудно было устроить; во всяком случае, не трудно было своевременно получить из-за границы и готовые дубильные вещества. Рабочих рук было также достаточно, но опять-таки о правильной организации и развитии мастерских и кустарных артелей своевременно не подумали».

К проблеме пытались привлечь «земства», то есть местное самоуправление, которое работало по всей стране и теоретически могло бы организовать кооперацию сапожников в масштабах всей России. Но тут, как писал один из современников, «как это ни покажется странным с первого взгляда, даже в вопрос о снабжении армии сапогами примешивалась политика».

Председатель Государственной думы Михаил Родзянко в воспоминаниях так описал свой визит в Ставку русской армии в конце 1914 года по приглашению Верховного главнокомандующего, которым тогда был дядя последнего царя Великий князь Николай Николаевич: «Великий князь сказал, что его вынуждает к временной остановке военных действий отсутствие снарядов, а также недостаток сапог в армии».

Главнокомандующий просил председателя Госдумы заняться работой с земским самоуправлением для организации производства сапог и иной обуви для армии. Родзянко, понимая масштабы проблемы, резонно предложил для ее обсуждения собрать в Петрограде общероссийский съезд земств. Но тут выступил против Министр внутренних дел Маклаков, который заявил: «По агентурным сведениям, под видом съезда для нужд армии будут обсуждать политическое положение в стране и требовать конституцию».

В итоге Совет министров решил никаких съездов местных властей не созывать, а работу с «земствами» по производству сапог поручить главному интенданту русской армии Дмитрию Шуваеву, хотя тот, как опытный хозяйственник, сразу заявил, что военные власти ранее «никогда с земствами дела не вели» и потому не смогут быстро наладить общую работу.

В итоге работы по производству обуви долго велись бессистемно, нерегулируемый рынок на массовые закупки кожи и сапог ответил дефицитом и ростом цен. За первый год войны цены на сапоги выросли в четыре раза: если летом 1914 года простые офицерские сапоги в столице можно было пошить за 10 рублей, то через год их цена уже перевалила за 40, хотя инфляция еще оставалась минимальной.

«Чуть ли не все население ходило в солдатских сапогах»

Проблемы усугубляла и полная бесхозяйственность, так как долгое время не использовались шкуры скота, забитого для питания армии. Холодильная и консервная промышленности тогда только зарождались, и десятки тысяч животных огромными стадами гнали прямо к фронту. Их шкуры дали бы достаточно сырья для производства обуви, но обычно они просто выбрасывались.

Не берегли сапоги и сами солдаты. Каждому мобилизованному выдавали две пары сапог, и нередко солдаты продавали или меняли их по пути на фронт. Позднее генерал Брусилов в мемуарах писал: «Чуть ли не все население ходило в солдатских сапогах, и большая часть прибывших на фронт людей продавала свои сапоги по дороге обывателям, часто за бесценок и на фронте получала новые. Такую денежную операцию некоторые искусники умудрялись делать два-три раза».
Генерал несколько сгустил краски, но примерные расчёты показывают, что, действительно, порядка 10% казённых армейских сапог за годы войны оказались не на фронте, а на внутреннем рынке. Армейское командование пыталось с этим бороться. Так, 14 февраля 1916 года по VIII армии Юго-Западного фронта был издан приказ: «Нижних чинов, промотавших вещи в пути, а также прибывших на этап в рваных сапогах, арестовывать и предавать суду, подвергнув предварительно наказанию розгами». Проштрафившиеся солдаты получали обычно 50 ударов. Но все эти вполне средневековые меры проблемы уже не решали.

Не меньшим головотяпством обернулись и первые попытки организовать массовый пошив сапог в тылу. В некоторых уездах местные полицейские чины, получив распоряжение губернаторов о привлечении к работе в земских и военных мастерских сапожников из районов, не занятых работой на армию, решили вопрос просто — приказали собрать по селам всех сапожников и, как арестованных, под конвоем доставить в уездные города. В ряде мест это обернулось бунтами и драками населения с полицией.

В некоторых военных округах была проведена реквизиция сапог и сапожного материала. Также всех кустарей-сапожников в принудительном порядке обязали изготовлять за плату для армии не менее двух пар сапог в неделю. Но в итоге, по данным Военного министерства, за 1915 год войска получили лишь 64,7% потребного количества сапог. Треть армии оказалась разутой.

Войско в лаптях

Генерал-лейтенант Николай Головин так описывает положение с обувью, когда он был начальником штаба VII армии на Юго-Западном фронте осенью 1915 года в Галиции: «Высадившись с железной дороги, части этой армии должны были пройти четыре-пять переходов, чтобы занять назначенные на фронте места. Это походное движение совпало с осенней распутицей, и пехота потеряла свои сапоги. Тут начались наши страдания. Несмотря на самые отчаянные просьбы о высылке сапог, мы получали их столь ничтожными порциями, что пехота армии ходила босая. Такое катастрофическое положение длилось почти два месяца».

Отметим указание в этих словах не только на нехватку, но и на плохое качество армейских сапог. Уже в эмиграции в Париже генерал Головин вспоминал: «Такого острого кризиса, как в снабжении обувью, в прочих видах снабжения не приходилось переживать».

В 1916 году командующий Казанским военным округом генерал Сандецкий доносил в Петроград, что 32 240 солдат запасных батальонов округа, подлежащих отправке на фронт, не имеют обуви, и, так как ее нет и на складах, то пополнение округ вынужден отправлять обутым в купленные по сёлам лапти.

О вопиющих проблемах с обувью на фронте рассказывают и письма солдат Первой мировой войны. В одном из таких писем, сохранившихся в архивах города Вятка, можно прочитать: «Обувают нас не в сапоги, а выдают ботинки, а пехотным лапти выдают <...>»; «ходим наполовину в лаптях, над нами германец и австриец смеются — возьмут в плен кого в лаптях, с него лапти снимут и вывесят на окоп и кричат — не стреляйте в лапти свои»; «солдаты сидят без сапог, ноги обвёрнуты мешками»; «привезли лаптей два воза, доколе вот такой срам — войско в лаптях — до чего довоевали...»

Пытаясь как-то бороться с «обувным» кризисом, уже 13 января 1915 года командование императорской армии разрешило шить для солдат сапоги с укороченными на 2 вершка (почти 9 см) голенищами, а затем последовало предписание выдавать солдатам, вместо положенных по уставу кожаных сапог, ботинки с обмотками и «парусиновые сапоги», то есть сапоги с голенищами из брезента.

До войны рядовым русской армии полагалось всегда носить сапоги, теперь же для работ «вне строя» разрешили выдавать любую другую имеющуюся в наличии обувь. Во многих частях, наконец, стали использовать шкуры забитого на мясо скота дня изготовления кожаных лаптей.

С подобной обувью наш солдат впервые познакомился ещё во время русско-турецкой войны 1877-78гг. в Болгарии. У болгар кожаные лапти именовались «опанками», и именно так они названы, например, в приказе по 48-й пехотной дивизии от 28 декабря 1914 года. В начале войны эта дивизия из Поволжья была переброшена в Галицию и уже через несколько месяцев, столкнувшись с нехваткой сапог, была вынуждена делать для солдат «опанки».

В других частях подобную обувку именовали на кавказский манер «каламанами» или на сибирский — «котами» (ударение на «о»), как за Уралом называли женские полусапожки. В 1915 году такие самодельные кожаные лапти уже были распространены по всему фронту.

Также солдаты плели для себя обычные лапти из лыка, а в тыловых частях изготавливали и носили сапоги на деревянной подошве. Вскоре армия даже начала централизованную закупку лаптей. Например, в 1916 году из города Бугульма Симбирской губернии земство поставило в армию 24 тысяч пар лаптей на 13 740 руб. — каждая пара лаптей обходилась армейской казне в 57 копеек.

Понимая, что своими силами с дефицитом армейской обуви не справиться, царское правительство уже в 1915 году обратилось за сапогами к союзникам по «Антанте». Осенью того года в Лондон из Архангельска отплыла русская военная миссия адмирала Александра Русина с целю разместить во Франции и Англии русские военные заказы. Одной из первых, помимо просьб о винтовках, стояла просьба о продаже 3 млн пар сапог и 3600 пудов подошвенной кожи.

Сапоги и обувь в 1915 году, не считаясь с расходами, пытались экстренно купить по всему миру. Для солдатских нужд пробовали приспособить даже партию резиновых сапог, закупленных в США, но по гигиеническим свойствам от них все же отказались.

«Пришлось уже в 1915 году сделать очень крупные заказы на обувь — преимущественно в Англии и в Америке, — вспоминал позже начальник мобилизационного отдела русского Генштаба генерал Лукомский. — Эти заказы обошлись казне очень дорого; были случаи крайне недобросовестного их выполнения, и они заняли очень значительный процент тоннажа судов, столь драгоценного для подвоза боевых припасов».

Немецкий Knobelbecher и английские Puttee

Трудности с обувью, пусть и не в таких масштабах, испытывали почти все союзники и противники России по Великой войне.

Из всех стран, вступивших в бойню в 1914 году, полностью обуты в кожаные сапоги были только армии России и Германии. Солдаты Второго рейха начали войну в сапогах образца 1866 года, введенных еще армией Пруссии. Как и русские, немцы тогда предпочитали носить солдатский сапог не с носками, а с портянками — Fußlappen по-немецки. Но, в отличие от русских, сапог немецкого солдата имел голенища на 5 см короче, которые сшивались двумя швами по бокам. Если все русские сапоги были обязательно чёрными, то в германской армии некоторые части носили коричневые сапоги.
Подошва укреплялась 35—45 железными гвоздями с широкими шляпками и металлическими подковами на каблуке — таким образом, метал покрывали почти всю поверхность подошвы, что придавало ей долговечность и характерный лязг, когда колонны германских солдат шли по мостовой. Масса металла на подошве сохраняла её во время маршей, но зимой это железо промерзало и могло застудить ноги.

Кожа также была несколько жестче, чем у русских сапог, не случайно немецкие солдаты в шутку прозвали свою казенную обувку Knobelbecher — «стакан для игральных костей». Солдатский юмор подразумевал, что нога болтается в крепком сапоге, как кости в стакане.

В итоге более низкий и жесткий немецкий солдатский сапог был чуть крепче русского: если в мирное время в России пара сапог полагалась солдату на год, то в экономной Германии — на полтора года. В холод подкованный массой металла сапог был неудобнее русского, но когда он создавался, Генштаб Прусского королевства планировал воевать только против Франции или Австрии, где не бывает 20-градусных морозов.

Французская пехота начала войну не только в заметных издалека синих шинелях и красных штанах, но и в весьма любопытной обуви. Пехотинец Третьей республики носил кожаные ботинки образца 1912 года — по форме точь-в-точь современная модельная мужская обувь, только вся подошва была проклепана 88 железными гвоздями с широкой шляпкой.

От лодыжки до середины голени ногу французского солдата защищали накладные кожаные «гетры образца 1913 года», фиксировавшиеся кожаным шнурком. Начавшаяся война быстро показала недостатки такой обуви — армейский ботинок «образца 1912 года» имел неудачный покрой в районе шнуровки, легко пропускавший воду, а «гетры» не только тратили дорогую в условиях войны кожу, но их было неудобно одевать и при ходьбе они натирали икры.

Любопытно, что Австро-Венгрия начала войну просто в ботинках, отказавшись от сапог, коротких кожаных Halbsteifel, в которых солдаты «двуединой монархии» провоевали весь XIX век. Брюки австрийских солдат сужались к низу и у ботинка застёгивались на пуговицы. Но и это решение оказалось не удобным — нога в низком ботинке легко промокала, а не защищённые брюки в полевых условиях быстро рвались в клочья.

В итоге, к 1916 году большинство солдат всех участвовавших в войне стран носили оптимальную для тех условий военную обувь — кожаные ботинки с матерчатыми обмотками. Именно в такой обуви в августе 1914 года вступила на войну армия Британской империи.

Богатая «фабрика мира», как тогда называли Англию, могла позволить себе одеть всю армию в сапоги, но ее солдатам приходилось воевать также в Судане, Южной Африке и Индии. А в жару в кожаных сапогах особо не походишь, и практичные британцы адаптировали для своих нужд элемент обуви горцев в Гималаях — те плотно обматывали вокруг ноги длинный узкий кусок ткани от лодыжки до колена.

На санскрите он именовался «patta», то есть «лента». Вскоре после подавления сипайского восстания эти «ленты» были приняты в обмундировании солдат Британской индийской армии. К началу XX века уже вся армия Британской империи в полевых условиях носила обмотки, а в английский язык из хинди перешло слово «puttee», которым эти «ленты» и обозначались.

Секреты обмоток и кожаного шнурка

Любопытно, что на начало XX столетия обмотки были и общепринятым элементом одежды спортсменов Европы в зимнее время — бегунов, лыжников, конькобежцев. Часто использовали их и охотники. Эластичной синтетики тогда ещё не существовало, а плотный матерчатый «бинт» вокруг ноги не только фиксировал и защищал её, но и имел ряд преимуществ перед кожей.

Обмотка легче любых кожаных гетр и голенищ, нога под ней лучше дышит, следовательно, меньше устает, и, что главное на войне, надежно защищала ногу от пыли, грязи или снега. Ползая по-пластунски солдат в сапогах так или иначе будет загребать их голенищами, а обмотки — нет. При этом нога, обмотанная в несколько слоёв ткани, неплохо защищена и от влаги — ходьба по росе, мокрому грунту или снегу не приводит к промоканию насквозь.

В распутицу, в поле или в залитых водой окопах сапоги вязли в грязи и сползали, ботинок же с хорошо повязанной обмоткой крепко держался. В жару же ноги в обмотках не преют, в отличие от ноги в сапоге, а в холодную погоду дополнительный слой ткани неплохо согревает.

Но главным для большой войны оказалось иное свойство обмоток — их потрясающая дешевизна и простота. Именно поэтому уже к 1916 году солдаты всех воюющих стран сражались, в основном, в обмотках.

Реклама британских обмоток фирмы Fox. 1915 год. Фото: tommyspackfillers.com
Производство этого нехитрого предмета достигало тогда фантастических объемов. Например, только одна британская компания Fox Brothers&Co Ltd за годы Первой мировой произвела 12 млн пар обмоток, в развернутом состоянии это лента длинной 66 тысяч км — достаточно, чтобы два раза обернуть всё побережье Великобритании.

Не смотря на всю простоту, обмотки имели свои особенности и требовали навыков для их ношения. Существовало несколько разновидностей обмоток. Наиболее распространенными были обмотки, фиксировавшиеся завязками, но были и разновидности, крепившиеся маленькими крючками и пряжками.

В русской армии обычно использовались самые простые обмотки на завязках длиной 2,5 м и шириной 10 см. В положении «снято» они сматывались в рулон, причем шнурки оказывались внутри, являясь своего рода осью. Взяв такой рулон, солдат начинал наматывать обмотку на ногу снизу вверх. Первые витки должны быть самыми тугими, тщательно закрывая верхнюю часть ботинка спереди и сзади. Затем лента бинтовалась на ногу, последние витки немного не доходили до колена. Конец обмотки обычно представлял собой треугольник, в вершину которого вшивались два шнурка. Эти шнурки обматывались вокруг последнего витка и завязывались, получившийся бантик прятался за верхний край обмотки.

В итоге ношение обмоток требовало определенного навыка, так же, как и удобное ношение портянок. В немецкой армии суконная обмотка длинной 180 см и шириной 12 см крючком цеплялась за край ботинка и туго наматывалась снизу вверх, фиксируясь под коленом завязками или специальной пряжкой. У англичан был самый сложный метод повязывания обмотки — сначала с середины голени, потом вниз, затем снова вверх.

Кстати, способ завязывания армейских ботинок в годы Первой мировой заметно отличался от современного. Во-первых, тогда чаще всего использовался кожаный шнурок — синтетических тогда ещё не было, а матерчатые быстро изнашивались. Во-вторых, он обычно не завязывался на узлы или бантики. Применялась так называемая «шнуровка одним концом» — на конце шнурка завязывался узел, шнурок продевался в нижнее отверстие шнуровки так, чтобы узел оказался изнутри за кожей ботинка, и другой конец шнурка последовательно продевается через все отверстия.

При таком способе солдат, надев ботинок, одним движением затягивал всю шнуровку, оборачивал конец шнурка вокруг верха ботинка и просто затыкал его за край или за шнуровку. За счёт жёсткости и трения кожаного шнурка такая «конструкция» надёжно фиксировалась, позволяя одеть и завязать ботинок буквально за секунду.

«Суконные защитные бинты на голени»

В России обмотки на вооружении появились уже весной 1915 года. Поначалу они именовались «суконные защитные бинты на голени», и командование планировало использовать их только летом, возвращаясь от осенней до весенней распутицы к прежним сапогам. Но нехватка сапог и рост цен на кожу заставили использовать обмотки в любое время года.

Ботинки к обмоткам использовались самые разные, от добротного кожаного, образец которого был утверждён командованием 23 февраля 1916 года, до разных поделок фронтовых мастерских. Например, 2 марта 1916 года приказом командования Юго-Западного фронта № 330 было начато изготовление солдатского брезентового башмака с деревянной подмёткой и деревянным каблуком.

Показательно, что Российская империя вынуждена была закупать на Западе не только сложное оружие вроде пулемётов и авиадвигателей, но и такие примитивные вещи как обмотки — к началу 1917 года в Англии вместе с коричневыми ботинками купили такую большую партию шерстяных обмоток горчичного цвета, что они широко применялись в пехоте все годы гражданской войны.

Именно ботинки с обмотками и гигантские закупки обуви за границей позволили русской армии к 1917 году немного снять остроту «сапожного» кризиса. Только за полтора года войны, с января 1916 года по 1 июля 1917-го, армии потребовалось 6 млн 310 тысяч пар сапог, из них было заказано за границей 5 млн 800 тысяч. За 1916 год в армию и на тыловые склады поступило до 29 млн пар обуви (из них только около 5 млн пар сапог), а за все годы Великой войны в России среди прочего обмундирования на фронт было отправлено 65 млн пар кожаных и «парусиновых»-брезентовых сапог и ботинок.

При этом за всю войну Российская империя призвала «под ружье» свыше 15 млн человек. По статистике, за год боевых действий на одного военного тратилось 2,5 пары обуви, и только за 1917 год армия износила почти 30 млн пар обуви — до самого конца войны обувной кризис так и не был окончательно преодолён.
_________________
Нас и так слишком мало,чтоб между собой ругаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Герман
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 06.01.2017
Сообщения: 602
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Сб Дек 30, 2017 11:57     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, интересно. Только по поводу Голенища Брезентового Обработанного Синтетическими смолами, оно никогда не называлось КИРЗОЙ. Кирза, это название завода производителя таких сапог, КИРОВСКИЙ ЗАВОД. Но По своему незнанию и, безграмотности Люди особенно старшего поколения их так упорно называют. Как и упорнооо,... говорят едет на солярке...))- Нет такого топлива ... Есть - Д- на колонка стоит. топливо ДИЗЕЛЬ, дизелька.... Соляр это немецкое слово -SOLER Дословно-Солнечное масло. Продукт перегонки каменного угля и нефтепродуктов. В Дизельном топливе его Соляра - масла 35 процентов. Если его менять ...то будет то суховатой там годной для морских низкооборотистых двиглов. итд. Не подходить для авто... Но по своей безграмотности старшее , особенно поколение, мОГУУУт, и доказывать , что едеет Камаз.... на Солярке-)))) Laughing ЭтТТ, Неправильно!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рихард
рядовой
рядовой

   

Зарегистрирован: 07.01.2015
Сообщения: 116

СообщениеДобавлено: Сб Дек 30, 2017 22:20     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Старшее Безграмотное поколение заправляло дизельные моторы своих тридцатьчетверок дошедших до Берлина Соляркой! И это Правильно!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СЛАВА кпсс
старшина
старшина

   

Зарегистрирован: 17.08.2017
Сообщения: 1016
Откуда: г. Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Сб Дек 30, 2017 22:49     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Герман писал(а):
Да, интересно. Только по поводу Голенища Брезентового Обработанного Синтетическими смолами, оно никогда не называлось КИРЗОЙ. Кирза, это название завода производителя таких сапог, КИРОВСКИЙ ЗАВОД. Но По своему незнанию и, безграмотности Люди особенно старшего поколения их так упорно называют. Как и упорнооо,... говорят едет на солярке...))- Нет такого топлива ... Есть - Д- на колонка стоит. топливо ДИЗЕЛЬ, дизелька.... Соляр это немецкое слово -SOLER Дословно-Солнечное масло. Продукт перегонки каменного угля и нефтепродуктов. В Дизельном топливе его Соляра - масла 35 процентов. Если его менять ...то будет то суховатой там годной для морских низкооборотистых двиглов. итд. Не подходить для авто... Но по своей безграмотности старшее , особенно поколение, мОГУУУт, и доказывать , что едеет Камаз.... на Солярке-)))) Laughing ЭтТТ, Неправильно!

На счёт старшего поколения, мой дед, который прошёл войну механиком на кораблях говорил, что раньше люди были умные, а теперь грамотные. С уважением и ничего личного.
_________________
Remember your next astern!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Герман
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 06.01.2017
Сообщения: 602
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Вс Дек 31, 2017 15:28     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Грамотный не значит умный. Я согласен. Сколько Знаю... толку что он с образованием (ОНА), а ума.... В кино помню как ом то... горючее им на т-34 надо... (НУ ЭТО КИНО КОНЕЧНО, НЕ ДОКУМЕНТАЛКА) бегают в фольварке бочки проверяют.... немцам гражданским ...---ДИЗЕЛЬ! ДИЗЕЛЬ!? Помоему, это там они решили ....- А что какое актановое у немецкого бенза? - Добавим столько то процентов маслааа...? Very Happy и запраим...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Герман
ст.сержант
ст.сержант

   

Зарегистрирован: 06.01.2017
Сообщения: 602
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Вс Дек 31, 2017 15:33     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это как в автомате ...нет такой детали - РОЖОК- Есть магазин. Smile --Но все равно.... рог, будут говорить. Ну пускай рог. Оные и не знают Как мой племянник.... Знаток оруЖИЯ! Что есть магазин, а что обойма.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
fuziler
лейтенант

   

Зарегистрирован: 21.01.2012
Сообщения: 1531
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пн Янв 01, 2018 15:18     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://novik.3nx.ru/viewtopic.php?t=490
Невольно захотелось напомнить. А то слишком трудно вникнуть в смысл вышеизложенного. Так витиевато можно изъясняться или с "большого бодуна", или от безграмотности.
"Грамотный не значит умный" - Ну, умному грамотность никогда не помешает Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рихард
рядовой
рядовой

   

Зарегистрирован: 07.01.2015
Сообщения: 116

СообщениеДобавлено: Вт Янв 02, 2018 18:55     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чем русский язык и хорош . Что на нем можно разговаривать просто и без лишней шелухи! И в бою кстати помогает!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов НОВИК -> Темы форума Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subGreen style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS